Войти в почту

С 2024 года упаковка может подорожать

Экологический сбор платят импортеры и производители, если они не выполнили в полном объеме норматив утилизации товаров и упаковки. Выполнить норматив, по словам представителей бизнеса, почти невозможно, потому что в России не хватает мощностей по сортировке и переработке отходов. Поэтому экосбор так или иначе платят все.

С 2024 года упаковка может подорожать
© BFM.RU

Размер отчислений пересматривается ежегодно. В следующем году правительство намерено повысить ставку экосбора на картонную упаковку почти в 37 раз. Об этом рассказала Business FM директор по маркетингу и коммуникациям АО «Упаковочные системы» Елена Шуляк:

Елена Шуляк директор по маркетингу и коммуникациям АО «Упаковочные системы» «Можно сравнение провести: если любой налог или сбор вырастает не на 50%, не в два раза, не в три раза, а практически в 37 раз, безусловно, будет увеличение по всей цепочке. Мы произвели свои оценки: в первый год введения нового платежа рост цены упаковки составит порядка 15%. Это без учета инфляции, то есть чистое влияние экосбора. Если с учетом того, что идет поступательное увеличение нормативов начиная с 2024 года и заканчивая стопроцентным нормативом уплаты сбора в 2027 году, рост на упаковки будет до 30%».

Производители картонной упаковки утверждают, что повышение в несколько десятков раз ставки экосбора может привести не только к росту стоимости картонной упаковки, но и к уходу с рынка локальных производителей, которые не смогут конкурировать с китайцами. Все это представители отрасли изложили в письме на имя премьер-министра Михаила Мишустина от 5 декабря. Копия есть у редакции Business FM. Публичной реакции на это обращение не было.

Но это еще не все проблемы производителей упаковки. С 2024 года вступает в силу закон о совершенствовании механизма расширенной ответственности производителей товаров и упаковки. Согласно документу, ответственность за ее утилизацию будет лежать на ее же производителях. И, например, производитель полиэтиленовой пленки, которая сама является упаковкой, добавит в свою цену стоимость утилизации. Потом производитель пищевой упаковки, который использует полиэтиленовую пленку, тоже повысит свои цены из-за утилизации. И так далее. Кто, кому и сколько будет платить — совершенно непонятно. Участники отрасли в растерянности. Новый год все ближе, а никакой ясности по-прежнему нет.

Вот что рассказал Business FM директор одного из предприятий, которое выпускает в том числе пластиковые банки, в которые фасуют плавленый сыр. Собеседник радиостанции пожелал остаться анонимным и попросил не называть его предприятие:

«Входящую сумму увеличиваем на деревянный поддон, на пленку, которую мы используем в групповой упаковке, на стрейч-пленку, на картонную коробку, на полиэтиленовый пакет. Я так понимаю, что все это внутри. С другой стороны, мы будем получать от заказчика деньги, например от Hochland, который фасует в эту банку сыр. Пока это все замкнется (мы работаем с отсрочкой), у нас вырастет стоимость изделия, у нас вырастет оборотка. Самое главное — до конца неясно, как это будет начисляться, как это будет администрироваться. В общем, ситуация назревает. Все глаза закрыли, зажмурились. Никто ничего, как обычно, не понимает, но все понимают, что грядет большая [проблема]».

Ранее в декабре Российский экологический оператор объявил, что с 2024 года начнет отслеживать спекулятивные попытки поднять цены на продовольственные и другие товары первой необходимости под предлогом роста ставок экологического сбора за упаковку.