Жители малых городов России оценили возможности онлайн-торговли

Малое предпринимательство играет важную роль в экономике, влияет на экономический рост, насыщение рынка товарами необходимого качества и создание новых рабочих мест. И одновременно создает почву для практической реализации способностей и талантов каждого человека.

Жители малых городов России оценили возможности онлайн-торговли
© Российская Газета

Аналитика маркетплейса Ozon показывает, что за 9 месяцев 2023 года в городах с населением до 50 тысяч человек значительно вырос спрос на онлайн-покупки. Одновременно с января по сентябрь 2023 года в них в среднем почти вдвое увеличилось количество активных продавцов, а продажи выросли в среднем в 2,4 раза.

Малые растут

Например, в малых городах Воронежской области число продавцов выросло за 9 месяцев 2023 года год к году в среднем в 2 раза, в Краснодарском крае - в 2,5 раза, в Ленинградской области - в 2,4 раза, в Новосибирской - в 2,3 раза, в Саратовской области - в 2,7 раза.

Растет и количество продавцов, зарегистрированных в городах с населением менее 50 тысяч жителей. Так, в Башкирии, Татарстане и Ростове оно выросло на 61, 79 и 45 процентов соответственно. В малых городах Самарской области число продавцов увеличилось на 69 процентов, Свердловской области - на 52, Тверской - на 87 процентов.

Бизнес продавцов развивается в малых городах успешно. В Воронежской области и Краснодарском крае их оборот за 9 месяцев вырос в среднем в 4 раза. Предприниматели из небольших городов Ленинградской и Ростовской областей нарастили свой оборот вдвое. А рекордсменами стали малые города Новосибирской области - там обороты продавцов выросли в 7,4 раза. Продавцы из малых городов Башкирии увеличили продажи в 6,2 раза, Татарстана - в 5,2 раза, Самарской области - в 3 раза, Саратовской области - почти в 4 раза, Тверской области - в 2,6 раза, Свердловской области - на 82 процента.

Управляющий директор Ozon Сергей Беляков отметил: "Наш маркетплейс растет вместе с бизнесом наших партнеров - продавцов и владельцев пунктов выдачи. Поэтому мы не только инвестируем в развитие логистической инфраструктуры, рекламных возможностей и скидки для покупателей, но и постоянно обучаем начинающих предпринимателей ведению бизнеса. Одним из наших ключевых приоритетов в этом году стала поддержка предпринимательства в регионах. В том числе, при поддержке региональных властей Татарстана, Башкортостана, Адыгеи, Московской, Саратовской, Самарской, Тульской областей, Хабаровского и Приморского края и других регионов мы провели более 50 вебинаров и образовательных офлайн-встреч с малым бизнесом. Динамика роста количества предпринимателей из малых населенных пунктов и их оборотов показывает, что мы движемся в верном направлении".

Открыть пункт можно у себя дома

В этом году почти 12 тысяч пунктов выдачи Ozon работают более чем в 5 тысячах малых городах. Запущен и специальный формат "домашних пунктов" для поселений, где проживают от 1 до 3,5 тысячи жителей. Самый маленький из них - город Высоцк в Ленинградской области, где живет всего 1129 человек. В 2023 году пункт открылся на Кунашире (Курильские острова) - это самый восточный пункт выдачи заказов бренда на данный момент.

Пункт можно разместить даже в частном доме или местном магазине. Для владельцев таких пунктов в малых городах была повышена до 840 тысяч рублей поддержка на развитие в первые полгода работы.

И сегодня в стране уже более 20 тысяч предпринимателей являются владельцами пунктов выдачи маркетплейса, причем половина из них вышла на него в 2023 году. Более 6 тысяч предпринимателей развивают бизнес в малых городах и поселках городского типа с населением до 50 тысяч жителей.

Товары доступны в любой точке России

Оборот покупок в малых городах растет так же быстро и порой даже быстрее, чем в больших. Например, в Комсомольске-на-Амуре с населением 238,5 тысячи человек за 9 месяцев 2023 года клиенты потратили в 4 раза больше, чем за тот же период 2022 года. В Советской Гавани, где проживает 28,3 тысячи человек, покупки выросли в 4,7 раза, а город Вяземский Хабаровского края (население всего12,8 тысячи) нарастил покупки в 70 раз. В среднем жители небольших городов в январе-сентябре 2023 года потратили на онлайн-покупки в 2,3 раза больше, чем за тот же период прошлого года.

Интересны и предпочтения покупателей из городов с населением до 50 тысяч человек. Они чаще всего заказывали товары для ремонта и стройматериалы. Вторая по популярности категория - товары для красоты и здоровья. Затем следуют такие категории, как автомобильные товары, товары для дома и продукты питания.