Как ФАС собирается исключить «Яндекс.Такси» из постановления о моратории на проверки бизнеса?

Когда в СМИ появилась новость о том, что Федеральная антимонопольная служба России ведет работу над исключением «Яндекса» из постановления о моратории на проверки бизнеса, Business FM решила уточнить у ФАС, как именно это будет происходить, когда это может случиться и что послужило причиной. В ответ пресс-служба ФАС отправила в редакцию вот такой комментарий:

Как ФАС собирается исключить «Яндекс.Такси» из постановления о моратории на проверки бизнеса?
© BFM.RU

«ФАС России выступает за выведение из-под моратория на проверки антимонопольного контроля в целом. Это позволит эффективно защищать интересы потребителей от действий так называемых цифровых гигантов и обеспечит равные конкурентные условия ведения бизнеса для всех участников цифровых рынков».

В редакции Business FM много лет ходит шутка: «Ваш ответ не похож на мой вопрос». И это как раз тот случай. Впрочем, о причинах принятия такого решения все-таки было сказано. Раньше. Дело в жалобах. Пассажиры недовольны ценами, а водители — условиями работы. Таксистов категорически не устраивает комиссия в 35%, которую берет «Яндекс», рассказывает председатель координационного совета профсоюза «Таксист», член общественного совета Минтранса РФ Андрей Попков:

Андрей Попков председатель координационного совета профсоюза «Таксист», член общественного совета Минтранса РФ «Яндекс» имеет 90-95% рынка по всей стране. Мы неоднократно обращались в ФАС. На нас не обращали внимания. Мы организовывали и пикеты, и акции протеста против слияния Uber и «Яндекса», «Везет» и «Яндекса». Но ФАС одобряла все эти сделки. Сегодня они вдруг озаботились. Наверное, потому что ситуация в стране непростая. Я рад, что сейчас они начнут проверять. Слишком поздно они это делают, но лучше поздно, чем никогда».

В Москве когда-то наравне с «Яндексом» работали такие сервисы, как Uber, Gett и «Ситимобил». Uber влился в «Яндекс». Сервис Gett завершил свою работу. «Ситимобил» еще существует, но на дорогах в потоке машин, брендированных «Яндексом», сложно разглядеть хоть каких-то конкурентов. Во многих регионах ситуация похожая. Вот рассказывает житель Перми Кирилл Жигилий:

«Из альтернатив есть «Ситимобил», но там очень долго ждать автомобиль. Бывает такое, что в час пик или в ночное время в «Яндексе» бывает дорого, я могу залезть в «Ситимобил» и проверить, сколько будет стоить. Иногда бывает, что в два раза дешевле. Больше сервисов нет. Раньше был DiDi — китайское приложение, оно где-то в 2021 году взлетело, потом вдруг снова закрылось».

В ряде регионов остаются также таксопарки, в которых машину можно вызвать по телефону. Такая же возможность есть и у жителей Франции, однако в Париже есть конкуренция и среди больших агрегаторов. Продолжает обозреватель Business FM Андрей Жвирблис:

Андрей Жвирблис обозреватель Business FM «Модель Uber победила, хотя существует разница. Например, по городу перемещаться выгоднее, удобнее и быстрее на классическом такси. Если надо ехать на более дальние расстояния, например в аэропорт, лучше вызывать Uber. Но Uber сейчас был потеснен Bolt. Это изначально эстонская компания, хотя сейчас она принадлежит уже давно китайскому DiDi Taxi, сначала он развивался в Африке и Латинской Америке, во Франции он присутствовал, но очень ограниченно. А сейчас Bolt — сколько угодно, приложение работает и вызывай куда хочешь. Они приезжают точно так же, как и Uber».

По ощущениям жителей Грузии, Bolt является основным игроком и на рынке такси в Тбилиси. С ним конкурирует «Яндекс», но с позиции более слабого игрока.