Навстречу 50-летию ComNews

В 2023 году ComNews отпраздновал четверть века. Де-юре это случилось 15 июля, де-факто мы устроили торжественный прием 8 декабря. Но читателей ComNews - на три порядка больше, чем было гостей на приеме, поэтому на переходе в 2024 год хочется зафиксировать основные вехи первых 25 лет Информационной группы ComNews. Тем более что длинные новогодние каникулы располагают к чтению длинных и занимательных текстов.

Навстречу 50-летию ComNews
© ComNews.ru

"Мы не те, за кого себя выдаем", - это были первые слова, которые я почти экспромтом произнес в приветственной презентации на торжественном приеме в честь 25-летия ComNews 8 декабря. Это правда: четверть века назад мы собрались не для того, чтобы делать лучшее деловое издание о цифровых технологиях и телекоме. "Мы" - это группа редакторов из газеты "Деловой Петербург" ("ДП"). В те времена эта газета на 100% принадлежала шведскому издательскому дому Bonnier со 100-летней историей и была уникальной школой западной деловой журналистики - дисциплины, которой ни на одном журфаке России не учили ни тогда, ни сейчас. Как в любом хорошем издании, в недрах "Делового Петербурга" периодически рождались новые издательские проекты. В середине 1997 года шесть его редакторов из разных отделов решили создать новую газету - общественно-экономическую, ежедневную, большеформатную (А2 - "ДП" был таблоидом) и полноцветную. Мы назвали газету "Стандарт", имея в виду новый стандарт деловой журналистики.

В июне 1998 года трое из шести инициаторов проекта (еще трое испугались) ушли в отпуск, чтобы никогда не вернуться в "ДП" и подготовить для нового проекта "аэродром", на который должны были "сесть" немало сотрудников родной газеты. 15 июля 1998 года мы зарегистрировали компанию "Северо-Западная Медиа Группа" - именно от нее и ведет историю ComNews.

Полуторагодичная история подготовки проекта, включая печать пилотного номера газеты 17-19 августа 1998 года (если кто-то не знает или забыл - 17 августа 1998-го разразился самый большой за всю историю новой России экономический кризис), достойна отдельного повествования в духе довлатовского "Как мы делали газету". Если коротко - для реализации проекта мы договорились о кредитной линии величиной $720 тысяч с петербургским филиалом Международного московского банка (единственным на том момент кредитным учреждением в РФ со 100%-ным зарубежным капиталом), а гарантами согласились выступить свыше десятка разных петербургских компаний. Выпускать полноцветные газеты тогда не умела ни одна типография в Петербурге (полагаю, что и во всей стране), поэтому печатать ее мы намеревались в Финляндии (как и "ДП").

Августовский кризис застал меня с одним из партнеров в финляндском городе Ловииса, где мы печатали пилотный номер "Стандарта", в третьей по счету типографии (мы еще и выбирали). Типографский менеджер утром 19 августа 1998 года подозрительно спросил, уверены ли мы, что наша газета будет выходить - ведь в экономике России что-то происходит. Мобильного интернета и даже Wi-Fi в гостиницах тогда не было, мы ничего не знали о разразившемся кризисе, поэтому бодро отвечали, что в России постоянно что-то происходит и наши планы незыблемы. Финны в Ловиисе честно и бесплатно отпечатали сотню экземпляров пилотного номера (потенциальный заказ был для них сладким), и к вечеру 19 августа мы, груженые коробками с газетой, прибыли на поезде в Петербург - прямо как Ленин в апреле 1917-го.

%img-1%

По прибытии выяснилось, что российская экономика перевернулась вверх дном (курс доллара в одночасье скакнул с 6 почти до 24 рублей). Поначалу мы верили, что вскоре все рассосется, и исправно ходили в арендованный 400-метровый офис на 17-м этаже башни на Кантемировской улице. Но шли месяцы, и становилось ясно, что "незыблемый" газетный проект стал колоссом на глиняных ногах: валютный кредит в рублях подорожал вчетверо, при этом рынок рекламы просел в разы. К счастью, мы не успели залезть в этот кредит и финансировали деятельность, продавая рекламу в будущую газету под собственные имена (благо они были).

Чистосердечное признание

В самом конце 1998 года мы признались друг другу, что газета "Стандарт" уже не полетит. Из этого немедленно следовал вопрос: как жить дальше? Итогом первого полугода работы был рухнувший проект и долги в размере $53 тысяч (на такую сумму мы продали рекламу в будущую газету и все деньги потратили на подготовку). Возвращаться в "ДП" мы не хотели (да нас бы и не взяли как отщепенцев), никаких источников существования у всей команды не было, а за окном продолжал бушевать экономический кризис.

В начале 1999 года у нас возникло трезвое (в полном смысле этого слова - в конце 1998-го мы выпивали от безысходности ежедневно) понимание: если не полетел широкомасштабный проект на заемные деньги, то нужно приложить собственные, малые, силы к фокусной точке. Мы окрестили эту стратегию "принципом дятла" и стали думать, куда же долбить. Будучи выходцами из лучшей на тот момент деловой газеты страны, мы решили сфокусироваться на одном секторе экономики.

Я предложил телекоммуникационный рынок, о котором писал в "ДП" два с лишним года, приведя несколько аргументов. Во-первых, почти все операторские компании, созданные в России после 1992 года, были совместными предприятиями с западными партнерами (инвестфондами, вендорами и провайдерами услуг), и иностранные совладельцы в каждом СП диктовали спрос на деловую информацию и прозрачность бизнеса. Во-вторых, уже тогда было видно, что в этом секторе регулярно возникают новые технологии, которые создают новые рыночные ниши. В-третьих, в телекоме отсутствовал криминал - в отличие от банковского и топливного рынков, которые предлагали мои партнеры.

Выбрав телеком как точку приложения усилий, мы - по тому же принципу дятла - сформулировали концепцию первого продукта. Им стал ежегодник "Энциклопедия связи": несмотря на тяжеловесное название, это было деловое издание. Его контентом стала история в бизнес‑событиях каждого участника телекоммуникационного рынка Петербурга (в те времена федеральных игроков были единицы). На тот момент на питерском рынке связи было свыше 100 игроков (включая каждого интернет-провайдера), и мы обошли каждого из них ногами. Многие компании из тех, что помельче, видели журналистов впервые и страшно удивлялись, что мы хотим написать их историю и даже не просим за это денег.

Ежедневный ежегодник

В мае 1999 года из печати вышел первый выпуск ежегодника "Энциклопедия связи. Петербург Телеком". В нем было немало рекламы от вендоров (Siemens, Ericsson, Alcatel, Nokia, Italtel и др.) и крупнейших операторов ("ПетерСтар", "Совинтел", "Роснет", "Дельта Телеком", "Северо-Западный GSM" и т.д.). Он позволил расплатиться с половиной долгов (вторую часть мы смогли вернуть в 2000 году, после выхода второго выпуска "Энциклопедии". Иных издательских идей у нас не было, и мы сели ждать наступления следующего года - на то он и ежегодник.

%img-2%

Но не тут-то было. Десятки компаний, которые мы обошли ногами при подготовке первого выпуска "Энциклопедии", стали наперебой звонить и сообщать о реализации планов, которыми делились при встрече. Очень быстро мы получили поток эксклюзивных новостей от участников телеком-рынка. Хорошему деловому журналисту новости жгут руки, и мы стали искать место для их публикации.

Мы начали сотрудничать с питерской редакцией газеты "Коммерсант", потом - с газетой Pulse (у нее был финский издатель), а в журнале "Эксперт Северо-Запад" даже договорились о ежемесячном приложении по телекому и ИТ.

Осенью 1999-го стало очевидно, что мы занимаемся ерундой, поставляя эксклюзивный рыночный контент в чужие СМИ за гонорары. Поэтому у нас возникла мысль публиковать эти новости самостоятельно. В воздухе опять замаячило слово "газета", но печатное новостное издание по одному рынку даже в теории выглядело странным, к тому же мы не понаслышке знали, сколько это стоит. И тогда кто-то из нас (возможно, это был пролетавший ангел) произнес словосочетание "интернет-газета".

Сейчас весь контент распространяется в интернете, и никого этим не удивить. Но в 1999 году все было по-другому. Во всем Рунете было чуть больше 4000 сайтов, и наш добрый знакомый Алексей Сигалов легко умещал их все в ежегоднике "Желтые страницы Internet. Русские ресурсы" (наподобие телефонного справочника Yellow Pages).

%img-3%

По данным IDC, в 1999 году в России было всего 1,2 млн интернет-пользователей (то есть 0,8% населения), включая тех, кто использовал только электронную почту. 1 марта 1999 года была основана первая интернет-газета Рунета - "Газета.ру".

Мы решили посоветоваться с теми, о ком намеревались писать, - с операторами связи. И большинство этих компаний, которые сами предоставляли интернет-услуги, очень скептически оценили идею интернет-газеты.

Communications News

15 апреля 1999 года журналист газеты "Коммерсантъ СПб" Алексей Ионов, который освещал рынок связи, запустил сайт "Новости коммуникаций Северо-Запада" с адресом comnews.ru, который расшифровывался как Communications News. На этом сайте он публиковал свои газетные статьи в большем объеме, выдавая по несколько публикаций в неделю.

Через полгода он понял, что поддержка и развитие новостного ресурса в интернете требует времени и денег, которыми он не располагал. Услышав, что мы думаем о создании интернет-газеты по телеком-рынку, Алексей Ионов предложил нам купить его сайт. После полуторамесячных переговоров 15 ноября 1999 года сделка состоялась.

Мы никогда не называли сумму сделки, но за давностью лет и отсутствием второй стороны (Алексей Ионов в июне 2012 года погиб в ДТП в Камбодже) это можно сделать. Стоимость покупки сайта ComNews составила $1820, хотя общественное мнение оценило ее в десятки тысяч долларов. Мы получили волну публикаций, в одной из которых говорилось, что это "первая в Петербурге сделка по продаже интернет-СМИ", а вторая постулировала, что это "первая в России продажа информационного сайта после кризиса 1998 года".

Сам Алексей Ионов опубликовал большую статью об этом в журнале "Коммерсант. Деньги", с заголовком "Один сайт чистой прибыли". В ней, в частности, автор сообщил: "…Северо-Западная Медиа Группа - компания, выпустившая петербургскую "Энциклопедию связи". У владельцев возникла идея создания собственного интернет-СМИ. И как раз в это время они узнали о возможности приобретения уже существующего в Петербурге информационного сервера. Поскольку в составе Северо-Западной Медиа Группы есть пара толковых журналистов, неплохо разбирающихся в телекоммуникационном рынке, я был уверен, что отдаю свое детище в хорошие руки".

%img-4%

Как была рассчитана некруглая цифра $1820, вспомнить уже невозможно. Скорее всего, она каким-то образом учитывала реальную доходность comnews.ru. Мы получили этот сайт с 600 читателями и двумя рекламодателями, которые платили по $150 в месяц за баннеры.

Но что гораздо ценнее, мы получили средство для "утилизации" (в лучшем смысле слова) деловых новостей телеком-отрасли, которое создавало лавры нам, а не другим СМИ, а также ежедневную занятость. И с первого дня в наших руках новости на сайте ComNews.ru (мы стали писать его название так) начали появляться в ежедневном режиме - благо, по замечанию Алексея Ионова, у нас была "пара толковых журналистов".

"Стандарт" 2.0

Не прошло и года, как у нас возникло буквально физическое ощущение, что нам нужно еще одно издание. На одном фланге мы имели новостную машину ComNews.ru, а на другом - тяжеловесная "Энциклопедия связи". Не хватало чего-то между: СМИ, которое было бы аналитичнее, чем сайт ежедневных новостей, и при этом оперативнее, чем "Энциклопедия связи". Так возникла идея аналитического журнала. Перебрав несколько вариантов названия, мы вынули из-под сукна имя погибшей в колыбели газеты - журнал стал именоваться "Стандарт".

Его первый номер вышел в октябре 2000 года. Поначалу "Стандарт" выходил с периодичностью шесть номеров в год, а с 2005-го стал ежемесячным. На страницах этого полноцветного издания можно было найти аналитику и прогнозы по всем секторам телекоммуникационного рынка (позднее - по ИТ и цифровым технологиям), а также интервью с ключевыми персонами рынка.

%img-5%%img-6%

Наряду с регулярными номерами, мы периодически делали специальные выпуски "Стандарта". Они появлялись к ярким отраслевым датам (20 лет сотовой связи в России, 30 лет интернета в России, 45 лет спутниковой связи, 120 лет со дня рождения Владимира Зворыкина и др.) и к крупным международным выставкам - это были англоязычные спецвыпуски, которые распространялись на ITU Telecom World в Женеве и Mobile World Congress в Барселоне.

%img-7%%img-8%

"Стандарт" содержал разностороннюю и качественную аналитику и инфографику, поэтому был очень популярен у участников рынка. Великий российский ученый из области телевещания Марк Кривошеев как-то сказал мне: "Все журналы лежат в приемных, а "Стандарт" - на столах у руководителей". А один заслуженный связист однажды похвалил нас за то, что мы издаем журнал по стандартизации (я не стал разубеждать его в этом заблуждении).

Мы протащили "Стандарт" даже через годы пандемии коронавируса, хотя она разрушила идею "офисного чтива" - когда один журнал могли прочитать десятки, а то и сотня специалистов. Но далее сопротивляться цифровому веку было невозможно, и весной 2022 года мы отказались от печатного журнала. Но дело его живет: теперь рыночную аналитику и прогнозы можно найти в специальном разделе Vision на портале ComNews.ru.

Далее - везде

Но вернемся к хронологии повествования, в 2001 год. Одной из наших идеологем с первых дней было то, что бизнес делают не компании, а люди. Поэтому в 2001 году мы запустили еще один ежегодник - "Кто есть кто в телекоммуникациях". Это была классическая книга Who is who, с биографиями и фото первых лиц в телеком-бизнесе и регулирующих органах.

С годами этот ежегодник расширял фокус, вбирая топ-менеджеров из сфер ТВ-вещания, ИТ, отраслевых цифровых технологий. Ныне он именуется "Цифровая трансформация. Кто есть кто" и вмещает свыше 2000 биографий. Разумеется, наряду с печатной книгой, которую попавшие в нее руководители из года в год хотят иметь у себя на столе или в шкафу, есть и онлайн-версия этого издания - с оперативными обновлениями. Наш период наблюдений за руководящим составом отрасли превышает 20 лет, и год к году сменяемость топ-менеджеров в компаниях и государстве составляет около 30%.

%img-9%

В 2002 году мы почувствовали, что скорлупа региональных телеком-рынков затрещала: в России стали появляться операторы связи федерального масштаба. Поэтому мы приняли решение об открытии офиса в Москве. Вскоре стало ясно, что деятельность во всероссийских масштабах из Москвы гораздо эффективнее, поэтому было решено создать для этих целей отдельную компанию. Долго придумывать название юрлица не пришлось: чуть ли не каждый связист в стране начинал утро с чтения новостей на ComNews, поэтому московская компания, зарегистрированная в марте 2003 года, получила имя ООО "КомНьюс Групп".

В начале 2004 года вышел первый выпуск ежегодника "Энциклопедия связи. Москва" - оммаж исчезающему локальному телеком-рынку столицы. В 2005 году ежегодник "Кто есть кто" стал единым для Москвы и Петербурга, а еще год спустя обрел федеральный ареал.

В 2005 году в рамках журнала "Стандарт" мы реализовали уникальный проект "Рынки связи стран СНГ": в течение года объехали все бывшие республики Советского Союза, повстречались там с первыми лицами всех телеком-операторов и регуляторов, и в каждом номере "Стандарта" (он как раз стал ежемесячным) появлялся обзор рынка одного из государств и сопутствующие материалы. В 11 номерах вышли обзоры рынков связи всех 11 стран СНГ, а в декабрьском номере мы дали сравнение всех этих рынков. Собранная информация была настолько уникальна, что инвестбанки и операторы из РФ, которые активно скупали активы в СНГ, на протяжении нескольких лет пользовались ею для оценки компаний и рыночных перспектив.

В 2006 году мы запустили исследовательский и консалтинговый бизнес - он был оформлен в отдельную компанию ComNews Research.

В 2007 году, когда российские связисты поглотили все доступные активы в СНГ и заинтересовались дальним зарубежьем, мы повторили в "Стандарте" подвиг 2005 года. Только на этот раз поездки совершались в дальние страны, к которым российские отраслевые инвесторы проявили явный интерес: Индия, Пакистан, Турция, Малайзия, Вьетнам, Камбоджа и др. Проект "Дальнее зарубежье" в "Стандарте" имел не меньший успех, а наш обзор рынка связи Пакистана на английском языке еще долго оставался единственным полным и независимым исследованием в мировом масштабе.

В том же 2007 году мы создали дочернюю компанию "Комньюс Украина" в Киеве. Она занялась исследованиями местного рынка, а также подготовкой новостного и аналитического контента для ComNews.ru и "Стандарта". Правда, этой компании было суждено просуществовать всего три года: оказалось, что без полного контроля доходов и расходов вести там бизнес невозможно (позже я слышал аналогичный вывод не от одной российской фирмы, попытавшейся выйти на украинский рынок).

В 2008 году мы начали организовывать конференции, взяв на борт целую команду, которая в очередной экономический кризис ушла из известной event-компании Infor-Media. Оказалось, что слово "синергия" существует не только в книжках о бизнесе: сумма профессиональных умений пришедшей команды и знаний предмета в ComNews, помноженная на нашу богатую базу контактов и личное знакомство с первыми лицами всех ключевых компаний, дала фантастический результат. Направление ComNews Conferences, к которому мы поначалу относились как к стартапу, буквально за пару лет выросло в мощный бизнес, доходы которого перекрыли выручку всех издательских проектов ComNews.

Рис. 8. Направление конференций в 2008 году выстрелило в ComNews по принципу синергии

В 2009 году мы, при поддержке Минкомсвязи, запустили первый в истории ComNews конкурс - "Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора", а в 2011 году - ComNews Awards. С тех пор это направление тоже развивалось, и в последние несколько лет мы ежегодно устраиваем конкурсы "Лучшие цифровые проекты для нефтегазового сектора" и ComNews Awards (последний отмечает наиболее значимые, уникальные и масштабируемые проекты цифровой трансформации в 10 крупнейших отраслях российской экономики).

Казалось, что счастью не будет конца: ComNews ощущал себя чуть ли не информационным монополистом на рынке деловой информации о телекоме, телевещании и разработке оборудования. Но в 2014 году все изменилось. Темпы роста российского рынка услуг связи, которые до этого исчислялись двузначными цифрами (и в абонентах, и в деньгах), резко снизились. Причиной тому было и насыщение основных рыночных сегментов, и появление бесплатных сервисов типа Viber и WhatsApp (которые отнимали хлеб у связистов), и очередной кризис в экономике (связанный с первыми западными санкциями). СМИ и конференции питаются из маркетинговых бюджетов, которые в случае любой экономической турбулентности попадают под нож первыми. И ComNews на собственной шкуре (точнее - кармане) ощутил это сокращение на телеком-рынке.

Цифровая экономика 360

Нам пришлось спешно искать новый источник благополучия. Этот источник мы разглядели на ИТ-рынке. Многие корпорации из различных отраслей стали смотреть на ИТ по-новому: не как на вынужденную расходную статью, а как на инструмент, повышающий эффективность основного бизнеса и создающий новые денежные потоки. В эту сферу в начале 2015 года мы и ринулись. Терминов "цифровая трансформация" и "цифровая экономика" тогда еще не было, и мы назвали эту сферу кургузым словосочетанием "ИКТ на вертикальных рынках" (отрасли экономики по-английски называют verticals) - насколько позволял доступный понятийный аппарат.

Это стало поворотным моментом. Мы решили осваивать новую сферу в отраслевом разрезе и каждый год запускать по одной новой ежегодной конференции, посвященной цифровой трансформации того или иного сектора экономики. Первым на этом пути стал Федеральный ИТ-форум нефтегазовой отрасли России, который мы организовали в сентябре 2015 года (вскоре он стал именоваться Smart Oil & Gas). Следом аналогичные мероприятия стартовали и по другим вертикалям - электроэнергетике, сельскому хозяйству, горнорудной промышленности и металлургии, лесопромышленному комплексу, химии и др. Названия большинства этих форумов начинаются со слова Smart.

Рис. 9. Логотипы форумов ComNews по цифровой трансформации отраслей экономики РФ

Говоря языком маркетологов, это расширило наш адресуемый рынок фактически на 360°: из узкопрофильного информационного ресурса по телеком-рынку ComNews превратился в кросс-индустриального игрока, подмечая сходства и различия в применении цифровых технологий в разных отраслях экономики. Вслед за конференциями по этой тематике ее стали активно разрабатывать и наши СМИ, от ComNews.ru и вплоть до запущенного нами специализированного информационного портала "Цифровая экономика".

Даже для неспешного новогоднего чтения эта публикация уже длинновата, поэтому напоследок - коротко о планах. В 2024 году ComNews запускает несколько новых конференций: "Корпорации в цифре" (с фокусом на дочерние ИТ-компании крупных корпораций из всех секторов экономики), "Территория безопасности" (сразу четыре конференции по тематике ИБ под одним зонтиком), "Проектное управление" (во втором полугодии - следите за анонсами). Сразу два мероприятия мы проведем в Республике Казахстан: в мае в Алма-Ате состоится телекоммуникационный форум Telecom Eurasia, а в ноябре в Астане - форум Digital Enterprise (посвященный цифровой трансформации в промышленности). В рамках нескольких форумов серии Smart пройдут демодни индустриальных центров компетенций (ИЦК). В частности, демодень ИЦК "Химия" состоится на площадке форума "Цифровая химия".

Рис. 10. Новые форумы ComNews в 2024 году

Говоря о более долгосрочной перспективе, ComNews намерен сохранить и приумножить статус ключевой независимой площадки в русскоязычном интернете, оперативно отслеживающей деловые новости и тренды в сфере цифровой трансформации компаний, отраслей и госуправления, а также бизнеса в области цифровых технологий, ИТ, телекоммуникаций и ТВ-вещания.

В целом мы намерены проработать ближайшие 25 лет с не меньшей бодростью и оптимизмом, чем первые четверть века. Встретимся на 50-летии ComNews!

%simple-img-22%