Сергей Веселов: Российский рекламный рынок в 2023 году вырос на четверть

По итогам 2023 года российский рекламный рынок прибавит 20-25%. Об этом "РГ" рассказал вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Сергей Веселов. Позитивную динамику обеспечили компании, вышедшие на рынок, и цифровизация отрасли, считают на рекламном рынке.

Сергей Веселов: Российский рекламный рынок в 2023 году вырос на четверть
© Российская Газета

"Предварительные оценки говорят о том, что в 2023 году российский рекламный рынок добился очень хороших результатов. Можем достаточно уверенно говорить о том, что рынок по итогам этого года вырастет на 20-25%", - говорит Веселов. Поскольку четвертый квартал 2022 года имел уже достаточно высокую базу, то динамика в последнем квартале этого года будет скромнее, добавляет он.

Последние несколько лет суммарная доля ТВ и интернета уверенно держится на отметке в 88-89%, отмечает Веселов. "Фактически это означает, что, используя только эти два сегмента, почти все рекламодатели могут весьма успешно вести свою кампанию. Вместе с тем следует отметить укрепление позиций наружной рекламы, доля которой на отечественном рекламном рынке может оцениваться в 8-9%. Этот рост обеспечен, прежде всего, за счет развития цифровых форматов в сегменте", - пояснил он.

Но прогнозировать развитие ситуации на следующий год весьма проблематично в условиях, когда динамика рекламной индустрии в значительной степени определяется внеэкономическими факторами.

К внешнеэкономическим факторам эксперт относит внешнюю политику, санкции и контрсанкции, эпидемиологическую обстановку, законодательные инициативы и пр. "Вспомните, как дружно почти все "прогнозисты" и в мире, и в России "хоронили" в начале 2021 года рекламную индустрию после пандемии, а та, напротив, показала лучшую динамику за многие годы. Или посмотрите на крайне негативные прогнозы по нашей экономике и по рекламному рынку весной 2022 года, а те вопреки всем прогнозам удержали свои позиции в очень непростых условиях", - говорит Веселов.

Влияет и то, с чьей позиции смотреть на ситуация. Если на рекламном рынке компания предполагает покупать (то есть это рекламодатель), тогда она вполне естественно будет занижать прогноз, типа все будет плохо, но я, так и быть, приду к вам, но за это вы мне должны дать скидочку. Но если вы продавец рекламы (рекламная площадка), тогда вы будете существенно завышать прогноз, объясняя это большим превышением спроса над предложением и необходимостью роста цен. "В целом же сегодня можно констатировать, что большинство экспертов полагают, что в 2024 году увеличение динамики на российском рекламном рынке будет измеряться двузначными числами", - заключил Веселов.

Внушительный рост на рекламном рынке связан в первую очередь с появлением новых компаний, которые готовы работать на внутренний рынок и, безусловно, нуждаются в медийной поддержке, считает генеральный директор и основатель медиахолдинга MAER Константин Майор. На рынке внутри страны присутствие наших брендов выросло на 31%, приводит он слова президента на итоговой пресс-конференции.

Внушительный рост на рекламном рынке связан в первую очередь с появлением новых компаний

По данным ОККАМ, 60% бюджетов клиентов сейчас направлены именно на охватные носители, т.к. важно повысить узнаваемость новых брендов. И безусловно, важную роль в медиасплитах клиентов занимает наружная реклама - как обязательный охватный инструмент, замечает представитель рынка рекламы.

Медиафасады и цифровые суперсайты популярны именно в силу широкого охвата, и это притом что стоимость этого вида рекламы почти в два раза ниже, чем, например, у размещения на ТВ, радио, говорит Майор. По его словам, доля затрат рекламодателей на цифровые конструкции увеличилась более чем в два раза. Цифровизация рекламных носителей - это органичный этап развития рекламной индустрии и основной драйвер роста.

В числе основных трендов на современном рекламном рынке Майор называет рациональность потребления, запрос на минимализм и простоту продукции, запрос на работу с имиджем и репутацией бренда, наполнение брендов смыслами. При этом, по данным исследования НРА на панели OMI, в большинстве товарных категорий выросло количество потребителей, планирующих сохранить или увеличить траты в ближайший год, добавляет он. Так что рынок будет расти.