Как стать востребованным концепт-художником и работать с клиентами по всему миру — расскажет Матвей Лисица

Каждый начинающий художник мечтает, чтобы его работы выставлялись по всему миру, захватывали умы и сердца людей и несли прекрасное в массы. Но не у всех хватает таланта, везения и амбиций, чтобы их желание исполнилось. Однако, концепт-художник Матвей Лисица (Matvei Lisitsa) с этим справился. Он не только стал выдающимся экспертом в своей области, создал множество крутых продуктов, но и руководил командой художников в международном проекте, представленном в ряде стран. Сейчас он работает старшим концепт-художником в будущей голливудской франшизе под названием The Mysfits: Rain and Max Saga, где одним из его соавторов до момента соей кончины был создатель Марвел Стэн Ли. И сегодня успешный концепт-художник Матвей Лисица рассказал POPCAKE, как стать востребованным специалистом в такой непростой сфере и поделился своими секретами успеха. Ты серьезный концепт-художник. Ты всегда мечтал им стать? Что тебя мотивировало? Матвей: Как бы это ни прозвучало, на самом деле область концепт-арта открылась для меня достаточно поздно. Каким-то образом эта сфера деятельности прошла мимо меня, хотя я с раннего детства занимался творчеством. Учился художественном ВУЗе, работал дизайнером, но в моём поле зрения были такие профессии как графический дизайнер, UX/UI- дизайнер, также я занимался 3D визуализацией и соответственно всем, что с этим связано. Но именно концепт-арт появился в моей жизни буквально по чистой счастливой случайности. Расскажи подробнее про путь становления, путь к успеху. Матвей: Я с детства любил рисовать и когда встал выбор будущей профессии, даже вопрос не стоял, чем я буду заниматься. Сначала ходил в художественную школу, затем поступил в колледж при Строгановке на специальность «арт-дизайн». Это было нечто среднее между графическим дизайном и дизайном среды. Затем много учился: помимо основных предметов брал частные уроки и курсы. Ближе к дипломному году у меня получилось монетизировать полученные навыки, мы с братом открыли бизнес по продаже портретов Stick-Art. Параллельно я брал заказы как фрилансер, продолжал активно практиковаться и даже попробовал создать свое небольшое дело. Так появилась база постоянных клиентов, пошли рекомендации. В концепт-арт я попал также при помощи «сарафанного радио» — подруга в Америке порекомендовала меня своим знакомым, которые искали концепт-художника для готовящегося фильма. Мои работы и стиль им понравился, и мы начали сотрудничество. Таким образом я не просто получил очень крутой заказ, но и в целом узнал про направление, в котором сейчас работаю и начал углубляться в сферу концепт-дизайна. Работа над фильмом захватила меня, да и сама область оказалась крайне привлекательна: я с детства любил кино и даже какое-то время мечтал стать режиссером. И чем больше я погружался в наш проект, тем интереснее становилось — помню, даже расстроился, когда понял, что сама профессия существует давным-давно, а до меня дошла только сейчас. Узнай я о ней, например, сразу после колледжа, всё могло случиться иначе, стремительнее. Используешь ли ты в своей работе референсы из реальной жизни? Другими словами, насколько твои иллюстрации (фон, персонажи) отражают реальную жизнь, а насколько — плоды твоего воображения? Матвей: Будучи концепт-художником, ты должен, можно сказать, в обязательном порядке обращаться к референсам. Например, для работодателя нужно создать уникальный продукт, но базироваться он должен на стыке реального и воображаемого — это гораздо понятнее и ближе финальному зрителю. Ведь если мы обратим внимание на игры или то же кино независимо от жанра — фэнтези, фантастика, мистика, хоррор и так далее — то на самом деле не увидим чего-то откровенно сказочного и отдаленного от реальности. Соответственно при подготовке к проекту хороший концепт-художник в обязательном порядке должен получить четкий бриф, в котором заказчик обозначит ключевые элементы стиля и описание продукта, который он хочет в итоге видеть. Есть моменты каноничные. Допустим, если заказ про фэнтези, то скорее всего попросят что-то в готическом стиле. И моя обязанность (в том числе) будет состоять и в том, чтобы собрать референсы по брифу и добавить к ним свое видение. Возвращаясь к нашему примеру, одним из вариантов будет такой: нам нужно что-то необычное, поэтому берем за основу элементы классической готики, добавляем что-то из восточной, китайской или даже русской архитектуры и комбинируем в разных вариациях. По сути, когда художник готовится к созданию финального концепта, то часто совмещает фрагменты нескольких референсов в один тогда и получается что-то принципиально новое. Помимо этого, еще люблю привносить что-то своё, личное: за основу беру референсы и использую их как отправную точку, от которой смогу оттолкнуться и пойти дальше. Некоторые коллеги предпочитают творить откровенную фантастику, но мой авторский стиль гораздо натуральнее и ближе к жизни. Выдумывать что-то совсем оторванное от реальности мне не очень нравится. Как выглядит твой рабочий процесс? Ты начинаешь творить на бумаге, с набросков…? Матвей: Так как я больше создаю концепт-арт в digital-пространстве (соответственно, это что-то на стыке 3D и digital 2D-графики), эскизы у меня конечно же есть, но не всегда стандартные, карандашные, которые обычно делают в ВУЗе. Хотя процесс в принципе такой же, как и у многих художников. Сначала я получаю бриф. В нем должны быть четко прописаны следующие моменты — ключевые идеи, основные характеристики и особенности, нарративы. Далее внимательно его рассматриваю, затем собираю референсы. Потом, делаю на айпаде либо на бумаге первичные скетчи, понятные только мне. Когда наметки идеи уже готовы, прорабатываю скетчи более детально и превращаю их в финальные наброски, они называются тамбнэилс (thumbnails). Это такие чёрно-белые картинки, помогающие в оформлении композиционных решений. Они позволяют максимально быстро визуализировать любую идею, например будущее кадры или облик объекта. Затем отправляем все это дело заказчику (если он есть) и ждем правок. После дорабатываем то, что не понравилось, а если всё пришлось по вкусу клиенту, сразу переходим к следующему этапу — созданию основной сцены в 3D. Какой была самая сложная задача в твоей карьере? Матвей: Если говорить про концепт-арт, то не получится обозначить что-то как «сложное». Да, бывает некомфортно или непривычно, но не трудно. Каждая задача — это вызов. Само собой, любой новый проект отличается от предыдущего и приходится иначе ко всему подходить, начиная с подбора референсов (они, естественно, уникальны) и заканчивая стилистикой. Когда я погрузился в мир кино было непросто переключиться на архитектурные пространства, с которыми я тоже работаю, и оторваться от создания персонажей, но не скажу, что это было прям трудно. Вообще за все время карьеры не нашлось пока такого проекта, который не получилось реализовать. А какая у тебя любимая игра из тех, над которыми ты работал? Матвей: Я не работал пока над играми. То есть базово я могу над ними работать в плане компетенции, но на текущий момент среди кейсов в основном фильмы. Мой ведущий клиент на данный момент — это компания Synergistic Media Development, занимающаяся производством кино и у неё есть одна лента, о которой хотелось бы рассказать подробнее. Речь о The Mysfits: Rain and Max Saga — фильме, который делался в соавторстве со Стэном Ли, когда тот ещё был жив. Не могу рассказать детали, но это история о девушке и ее брате-супергероях, Девушка обладает музыкальными суперспособностями. То есть она не только мир спасает, но еще и поет, а брат еще ребенок и только начинает постигать свои суперспособности. Очень интересная задумана история: эдакая тонкая грань на стыке фэнтези и научной фантастики, которая уже знакома и любима зрителями, но при этом совершенно новые и свежие персонажи, о которых планируют снимут целую франшизу. Что надо делать, чтобы стать концепт-художником? Твой совет для начинающих художников, как они могут попасть туда, где сейчас находишься ты. Матвей: На самом деле это нередко вопрос банального везения, конечно при условии соответствующей компетенции, но в принципе если мы говорим про что-то более рациональное, то начинающим дарованиям стоит понимать, что в сферу концепт-арта чаще приходят продвинутые эксперты из других отраслей и с другими специальностями. Даже если посмотреть на известных художников, которых мы можем наблюдать в арт-пространстве, 9 из 10 человек приходили либо из дизайна, либо из рисования, либо из каких-то еще смежных сфер. Новичкам пробиться будет не так просто, но если вы творческая натура, уверенная в своем таланте, а не просто тот, кто хочет что-то делать «для галочки», вы найдете свой путь в мире искусства. Первое, что стоит делать — это совершенствовать технику, много рисовать и развивать насмотренность. Также не бойтесь заявлять о себе и участвовать в конкурсах, активно ведите соцсети и везде, где только можно, продвигайте свои работы. Как только почувствуете внутренний отклик и веру в свои силы, смело откликайтесь на вакансии. Берите заказы, собирайте кейсы и только лучшее заносите в портфолио. Если будете верить в себя и хорошо работать, у вас всё обязательно получится!

Как стать востребованным концепт-художником и работать с клиентами по всему миру — расскажет Матвей Лисица
© Popcake.tv