Михаил Бочаров: «Ликвидация юридической безграмотности – важнейшая задача государства, в решении которой разработчики могут помочь»

– Михаил Евгеньевич, сейчас государство и представители отрасли в составе профильных комитетов и рабочих групп активно работают над созданием нормативных документов, направленных на регулирование цифровой сферы, в том числе – технологий информационного моделирования (ТИМ). Как бы вы описали текущую картину?

– Поле формирования российского законодательства в области ТИМ немного лихорадит. Причин этому много – от низкой компетенции основной массы специалистов и иногда сложности внедрения ПО на этапах строительства и эксплуатации, до влияния западных вендоров, которые, во многом «прогнув» отраслевое нормативное регулирование под свои продукты, вынужденно покинули наш рынок, но очень рассчитывают сюда вернуться. Вместе с тем, у российской цифровой экономики амбициозные планы, для которых необходима разработка программного обеспечения для полного цикла управления данными, которое в западной классификации называются BIM/PLM/CAD/EDA/CAE/CFD/CAPP/CAM/MDM/ PDM/MES. Такое разнообразие жанров распыляет силы, необходимые для цифровизации, и порождает различные решения без интероперабельности данных. Мы к этому обязательно придем, но пока занимаемся заполнением брешей от ушедших вендоров, дорабатывая собственное ПО, переобучая и обучая персонал организаций потребителей и сотрудничая с экспертизами.

– В сегодняшней ситуации некоторой турбулентности законодательного поля в сфере ТИМ какие составляющие внедрения и эксплуатации этих технологий (в том числе – ведение информационной модели) на ваш взгляд несут наибольшие юридические риски? Какими могут быть последствия этих рисков?

– Наибольшие риски несут разночтения в нормативно-правовых актах. Например, в статье 57.5 Градостроительного кодекса РФ указано, что правила формирования и ведения информационной модели, состав сведений, документов и материалов, включаемых в нее, устанавливаются Правительством РФ. Сейчас Постановление Правительства РФ №1431, содержащее правила и состав, прекратило действие. Но при этом есть письмо Минстроя РФ, где в качестве ориентиров указаны несколько документов, которые сами нуждаются в срочной переработке и гармонизации с тем же Градкодексом. Риски этой ситуации в том, что, когда начнется массовый переход на информационное моделирование, и будут возникать споры и суды, суд, естественно, будет ориентироваться на Градостроительный кодекс, а не на свод правил. Поэтому в интересах регулятора отслеживать, чтобы действующие и разрабатываемы правила соответствовали Градостроительному кодексу РФ как основополагающему документу.

У российской цифровой экономики амбициозные планы, для которых необходима разработка программного обеспечения для полного цикла управления данными. Фото: Freepik

– Есть ощущение, что компании, разрабатывающие ПО, могут помочь бизнесу минимизировать риски нарушения российского законодательства. Так ли это?

– Накапливая и расширяя опыт диалога с заказчиками, вендоры годами формируют экспертность и практику действий в таких ситуациях. Ликвидация юридической безграмотности – важнейшая задача государства, и мы, «СиСофт Девелопмент», принимаем непосредственное участие в ее решении: издаем профильный журнал, работаем с вузами и другими образовательными учреждениями, издаем учебные пособия и научно-популярную литературу. Кроме того, мы стараемся профилактировать эти риски во взаимодействии с потребителями: не только внедряем ПО, но и участвуем в его пилотировании у заказчика и при необходимости в кастомизации. Потребитель регулярно получает обновления ПО и соответствующие пояснения. Но, конечно же, все это не отменяет необходимости отслеживания клиентом законодательных изменений. 

– Одна из быстро приближающихся вех цифровизации строительства – это переход к ведению информационной модели, которое станет обязательным для проектов строительства по госзаказу с 1 июля 2024 года. Что это означает для участников строительного процесса на практике?

– Процесс формирования ИМ имеет «подкапотную» часть – трехмерное проектирование, управление данными с помощью 1D-2D или 3D-модели, и, как внешний вариант, – формирование чертежей для строительства на основе этой модели. Требования государственных информационных систем – это «надкапотная» часть процесса. Требования пока что щадящие, и предполагают ведение ИМ в формате XML-схем. Вот с этими щадящими требованиями столкнется отрасль с 1 июля 2024 года. Если задуматься о том, смогут застройщики выполнить эти задачи без планомерного перехода на ТИМ, то станет очевидно, что такой переход необходим, без суррогатов и обещаний выполнить любую из XML-схем. Именно об этом говорится в определении ИМ в Градкодексе, и менять эту формулировку, добавляя дополнительные сложности в виде некоей ЦИМ (цифровой информационной модели – прим. ред.), сейчас не желательно, есть риск разрушить рынок. 

– Продолжая тему планомерного перехода на информационное моделирование: промышленные компании сегодня активно применяют различные подходы для переноса или воспроизведения информационных моделей, созданных в зарубежном софте, на российские платформы. Почему таких примеров значительно меньше в сфере гражданского строительства? Что «якорит» девелоперов в процессе внедрения российского софта? 

– «Якорит» девелоперов обычное – «авось пронесет», а также большие деньги, вложенные в обучение специалистов и зарубежный софт. Многие просто выжидают, особенно когда государство переносит и переносит сроки. В любом случае технологии информационного моделирования, формируя и ведя информационную модель, обеспечивают управление потоками данных и эти процессы часть организаций ведет тем или иным способом, и пока речь будет идти о выполнении требований государства по предоставлению XML-схем, то у многих будет достаточно ресурса для этого. Но, если будут внесены изменения по усложнению требований, например, через изменение в Градостроительном кодексе РФ, то процесс наверняка будет сложным. 

– Что государство может предпринять для стабилизации процесса перехода отраслей к полноценному информационному моделированию, помимо соблюдения единообразия законодательного подхода?

– Для стимулирования необходимо компенсировать переход на отечественный софт, и механизм для этого отработан – купи у вендора ПО за полцены, а вендор централизовано получит еще пятьдесят процентов от государства. Отношение процентов можно менять – для малых предприятий процент может быть ниже.

– Еще одно обсуждаемое направление становления российской сферы ТИМ – создание единого национального формата данных. Возможно ли это? Какие решения могут ускорить этот процесс?

– По ряду причин в ближайшее время это невозможно. Хотя разработка национального формата очень нужна цифровой трансформации и цифровым двойникам. Без этого процессы будут намного менее эффективными. Поэтому «СиСофт Девелопмент», имея собственный формат данных, обеспечивает интероперабельность ИМ за счет технологической совместимости с лидерами российского рынка ТИМ, имеющими открытые форматы данных. Такие компании, как «Кредо-Диалог» и «Топоматик» объявили о технологической совместимости форматов с нашим. Это огромный плюс. При этом создание национального или нескольких национальных форматов, например, по отраслевому признаку остается задачей государства, а крупные вендоры могут в этом помочь, в том числе, например, на основании государственно-частного партнерства.

Необходимо компенсировать переход на отечественный софт, и механизм для этого отработан – купи у вендора ПО за полцены, а вендор централизовано получит еще пятьдесят процентов от государства. Изображение от DCStudio на Freepik

– В этом году отраслевыми сообществами активно обсуждался проект ГИСОГД. Будет ли платформа способствовать развитию ТИМ? 

– ИМ – это источник первоначальных данных, начало логической цепочки, продолжение которой – Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД). Пока эта цепочка дополняется промежуточным звеном в виде Информационной системы управления проектами (ИСУП), которая сейчас берет на себя часть функций, которые должны выполнять владельцы данных или владельцы ИМ. С развитием ТИМ в организациях, владеющих ИМ или данными ИМ, функционал ИСУП может и должен быть пересмотрен. ГИСОГД имеет более длительную и зачастую более успешную историю управления данными, что, несомненно, будет вилять на ТИМ.

– Очевидная выгода – стимул, который побуждает бизнес внедрять новое. Кроме технологического преимущества, в чем еще эффективность технологий информационного моделирования для российской стройки? 

– Огромное количество проектов строительства реализуется сегодня с государственным участием. При этом ключевым моментом остается прозрачность сметы и соблюдение бюджета. Четкое понимание и контроль за потоками данных – это прямой путь к снижению сроков и стоимости строительства, особенно при типовом проектировании и модульном строительстве, а эти технологии уже готовятся к широкому использованию. 

Фото спикера предоставлено пресс-службой АО «СоСофт Девелопмент»

Сообщение Михаил Бочаров: «Ликвидация юридической безграмотности – важнейшая задача государства, в решении которой разработчики могут помочь» появились сначала на Cтройэкспертиза. Отраслевой журнал в ваших интересах.