Эксперты оценили вероятность ужесточения регулирования маркетплейсов

В Совфеде разрабатывают закон о деятельности маркетплейсов. Инициативу рассмотрят в Госдуме в весеннюю сессию. На фоне санкционного давления, российские онлайн - площадки развиваются бурными темпами, что несет в себе риски монополизации отрасли. Впрочем, опрошенные "РГ" эксперты отмечают, что тренд на ужесточение контроля в секторе, несомненно, прослеживается.

Эксперты оценили вероятность ужесточения регулирования маркетплейсов
© Российская Газета

Так, по данным, которые привел в конце прошлого года глава экономического комитета верхней палаты российского парламента Андрей Кутепов в 2021 году рост доли рынка у маркетплейсов составил 4 трлн, в 2022 году - 5,7 трлн, а по предварительным подсчетам оборот по итогам 2023 года составит 7,4 трлн рублей.

По словам президента Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катырина, вопрос ужесточения регулирования деятельности маркетплейсов возникает регулярно. Это связано с динамикой жалоб со стороны их потребителей и поставщиков, продажей контрафакта на фоне ухода из России ряда иностранных правообладателей, а также мораторием на проверки бизнеса.

"В то же время мы считаем, что чрезмерное регулирование или изменения в части налогообложения могут повысить нагрузку на маркетплейсы. Однако это никак не отразится на деятельности недобросовестных предпринимателей, которые уже завтра найдут другие каналы для реализации своей продукции, не отвечающей требованиям безопасности для здоровья потребителей", - полагает он.

Маркетплейсы способны во многом самостоятельно отслеживать контрафакт, вести борьбу с недобросовестными поставщиками, пресекать потребительский терроризм, например, с помощью технологических систем. Разумеется, для этого им необходимо увеличивать инвестиции в разработку и внедрение подобных инструментов, считает Катырин.

"В последнее время мы видим увеличивающийся фокус внимания к налоговым рискам в части дробления бизнеса, в том числе громкие дела по блогерской тематике. И я думаю, эта проблема может коснуться представителей бизнеса маркетплейсов", - полагает эксперт МГО "ОПОРЫ РОССИИ" по финансово-правовой безопасности бизнеса Сергей Елин.

Так как в этой сфере подобные риски часто присутствуют, уточнил эксперт. Кроме того, риски, связанные с нарушением в части таможенного законодательства, контрафактной продукции.

"Я думаю, есть тенденция к усилению контроля. В целом учитывая то, что идёт работа в данных направлениях и то, что в маркетплейсах эти риски присутствуют, мы будем наблюдать прецеденты в этой сфере", - отметил Елин.

По словам руководителя экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов "Деловой России" Екатерины Авдеевой, интернет-торговля - важный инструмент в борьбе с региональным дисбалансом в доступности товаров и услуг для потребителей. А для продавцов и производителей - возможность выйти на новые рынки. Поэтому необходимо законодательно создать режим, максимально благоприятный для роста отрасли электронной коммерции. При этом, безусловно, не должны пострадать интересы потребителей.

"Сейчас "Деловая Россия" активно работает с коллегами из профильных объединений и представителями крупнейших онлайн-площадок над совершенствованием регуляторной политики в отрасли интернет-торговли. Меры должны с одной стороны обеспечить возможность роста, как существующих, так и начинающих маркетплейсов, обеспечив здоровую конкуренцию, с другой - защищать права и интересы потребителей", - рассказала она.

Сегодня онлайн-магазины больше относят себя к так называемым коммуникационным площадкам, которые объединяют продавцов и покупателей, и не несут ответственности за качество продаваемых товаров и услуг, отмечает Авдеева. Недовольным покупателям в поисках справедливости предлагается самостоятельно разыскивать недобросовестных предпринимателей-поставщиков. Такая модель выглядит крайне далекой от правил цивилизованного рынка, защищающего права и законные интересы потребителей. Тем более маркетплейсы не лишены права подавать регрессные иски к селлерам.

Подобным образом ситуация складывалась на рынке агрегаторов такси, которые объявляли себя исключительно агрегатором услуг, и пытались избежать ответственности за качество перевозок. В итоге, их ответственность перед потребителем была закреплена правоприменительной практикой.

"Одновременно нужно внимательно относиться к принципам налогообложения маркетплейсов и предоставления им льгот. Кардинальные нормативные акты, которые резко ужесточат ответственность онлайн-бизнеса и при этом снизят льготные условия не будут способствовать развитию отрасли. А значит, самым негативным образом скажутся на развитии российской экономики", - заключила она.

По мнению президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артёма Соколова, само по себе предложение закрепить базовые практики работы маркетплейсов в законодательстве правильное, однако здесь необходим разумный компромисс и очень взвешенный подход.

Напомним, 1 сентября вступил в силу закон о введении антимонопольных ограничений для маркетплейсов. Новелла вводит ограничения для крупных площадок, доля сделок через которые превышает 35 % общего рынка, а годовая выручка - 2 млрд рублей.