РБК: активы ВТБ в Великобритании предложили передать в специальный траст

Зависшие активы ВТБ в Великобритании предложили передать в траст на 15 лет. Такую схему расчетов с кредиторами разработали внешние управляющие бывшей британской дочерней компании ВТБVTB Capital, пишет РБК со ссылкой на отчет внешнего управляющего Teneo Financial Advisory Ltd.

РБК: активы ВТБ в Великобритании предложили передать в специальный траст
© BFM.RU

Как сказано в документе, с наступлением 2024 года начнется сбор заявлений о требованиях от отдельных кредиторов, а также будет запущена процедура согласования схемы расчетов. Если она будет одобрена, то расчеты будут переводиться через специальный траст — Holding Period Trust, сокращенно HPT. Он будет работать в течение как минимум 15 лет, основанием для расчетов из HPT станет снятие санкций или получение специальной лицензии. Это позволит погасить обязательства в том числе перед подсанкционными кредиторами, к таким относятся группа ВТБ и сам российский банк ВТБ.

Согласно отчету, всего обязательств у VTB Capital — на 800 млн фунтов стерлингов при оценочной стоимости активов в 1 млрд фунтов. Треть обязательств, или более 260 млн фунтов стерлингов, приходится на структуры ВТБ. В документе сообщается, что Teneo разблокировал активы в Euroclear на 130 млн фунтов стерлингов. В 2024 году он надеется разблокировать еще 22 млн фунтов. Говорит юрист практики комплаенса и санкционного права BGP Litigation Никита Ершов:

Никита Ершов юрист практики комплаенса и санкционного права BGP Litigation «С точки зрения срока данного траста, во-первых, здесь есть особенность, связанная с обычным порядком его создания и функционирования. Поэтому передача в траст — это один из механизмов вывода их из организации, которая сейчас находится под процедурами несостоятельности и банкротства. При выделении отдельной категории финансов, активов в траст есть возможность разделить процедуры и часть оставить на компании, которые находятся в процедуре несостоятельности, часть очистить, то есть допустить возможность дальнейших осуществлений операций с этими активами и в том числе их разблокировки и передачи кредиторам. С точки зрения именно регулятора, получения разрешения — здесь нет критической особенности, мы говорим о тех же основаниях разблокировки, которые существовали и ранее, даже в формате разблокировок, которые происходили с ценными бумагами, которые учитывались через НРД и Euroclear, когда санкционный брокер переставлял эти бумаги к несанкционному брокеру. По такой схеме можно рассматривать передачу активов в траст. Мы можем предположить, что этот траст создается потому, что таким образом у России ликвидируется владение и связь этих активов с санкционным лицом. Скорее всего, такой механизм был выбран как наиболее оптимальный. Но, опять же, есть особый фактор в виде внешнего управляющего. Если мы говорим о подсанкционном лице, которое создает траст и переводит туда, например, сейчас свои активы, есть риск признания таких действий недобросовестнымии — не повлечет ли это выгоду для санкционного лица. Поэтому теоретически такая схема возможна, практически все очень индивидуально, нужно смотреть, насколько в каждом конкретном случае это может быть использовано. Но такая схема действительно интересна, и необходимо следить за развитием ситуации, это будет необычным расширением порядка блокировки».

После введения санкций ВТБ лишился контроля над VTB Europe и VTB Capital. Последняя «дочка» занималась торговыми операциями на бирже, она находится в Великобритании. Из-за санкций VTB Capital потерял возможность обслуживать свои внешние обязательства, а также доступ к средствам на счетах в других организациях. Сейчас VTB Capital проходит процедуру банкротства.