Стоимость строительства судов для рыбопромыслового флота может вырасти в полтора раза

В 2024 году предстоит индексировать все контракты на строительство рыбопромысловых судов, заключенные с 2017 года. Об этом заявил на недавнем брифинге глава Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев. По его предположениям, цена контрактов может вырасти в полтора раза.

Стоимость строительства судов для рыбопромыслового флота может вырасти в полтора раза
© Российская Газета

Судя по всему, ничего другого ожидать действительно не приходится. Об этом наглядно свидетельствуют результаты анализа, проведенного Ассоциацией судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ), которые были обнародованы в начале декабря. С учетом курса

рубля к доллару и евро и роста затрат на доставку иностранного оборудования для российских рыбаков и рыбопереработчиков его стоимость в рублях за последний год практически удвоилась. Цены в долларах США и евро на одни и те же модели оборудования для рыбопереработки иностранных производителей росли в среднем на три процента в год в доковидный период. В период пандемии их рост составил уже 10-15 процентов в год, и эта тенденция сохраняется. За последние три года доля Китая в стоимости импорта выросла в два раза и в полтора раза в объеме, тогда как европейские поставки сокращаются.

При этом европейские корпорации остаются основными поставщиками рыбоперерабатывающего оборудования не только в России, но и в других странах - лидерах морского рыболовства, отмечают в АСРФ. По итогам 2022 года около трети мирового рынка оборудования для пищевой промышленности занято пятью странами-поставщиками - США, Германией, Францией, Великобританией и Канадой.

На ближайшее время единственным выходом из ситуации остается замещение санкционного оборудования поставками из дружественных стран. Безусловно, главная цель - развивать выпуск российского оборудования, но пока для этого не хватает технологической и производственной базы. Отечественные производители могут копировать отдельные модели оборудования, но их серийный выпуск наладить пока не удается. На данный момент отечественным предприятиям по силам выпускать простые машины и вспомогательное оборудование.

При этом рыбаки подчеркивают, что российская рыбная отрасль предельно закредитована. За минувшие пять лет долги рыбопромышленных компаний перед банками выросли более чем в одиннадцать раз. На декабрь 2023 года их общая сумма увеличилась до 920 миллиардов рублей, тогда как совокупная выручка ожидается в сумме не более 660 миллиардов рублей.

По итогам первого этапа программы инвестквот заказчикам переданы 20 судов, в том числе 11 рыбопромысловых траулеров и девять краболовов, сообщил первый заместитель председателя комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации Сергей Митин. Однако более 80 процентов запланированных к строительству судов, законтрактованных на первом этапе программы инвестквот, до сих пор не достроены.

Для развития выпуска российского оборудования пока не хватает технологической и производственной базы

Чтобы сократить задержки с обновлением промыслового флота, правительство РФ приняло ряд существенных мер. Например, срок строительства рыбопромысловых судов увеличен до восьми лет, вдвое сокращена сумма банковской гарантии, обнулен НДС для судоремонта, выделено 18 миллиардов рублей на разработку и серийное производство комплектующего судового оборудования.

Тридцать три предприятия уже приступили к выполнению 60 комплексных проектов, и в течение 2023 года Минпромторг РФ отобрал еще 43 проекта на 12 миллиардов рублей. Кроме того, утверждено решение о передаче в доверительное управление банку ВТБ на пять лет ста процентов акций Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), чтобы финансово оздоровить российские верфи. К марту 2024 года предполагается рассчитать сумму, которая будет направлена на эти цели, сообщили в Минпромторге РФ.

Но ситуация на верфях остается сложной. Основные трудности судостроителей - рост стоимости новых судов в условиях санкций, необходимость замены оборудования, поставляемого из недружественных стран, перепроектирование судов и необходимость докапитализации верфей. По ряду проектов происходит расторжение договоров, отметил Сергей Митин. В первом квартале 2024 го-да планируется провести расширенное заседание с участием представителей правительства РФ, чтобы выработать дополнительные меры и выровнять ситуацию с обновлением рыбопромыслового флота.

Кстати

По данным Центра системы мониторинга рыболовства и связи, к 20 декабря 2023 года российские рыбаки выловили более 5,18 миллиона тонн рыбы - на 9,3 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщили в пресс-службе Росрыболовства.