Угольщики не поддерживают идею приоритизации спецпортов для перевозки угля

«Действующие на сегодня правила распределения объемов отгрузки в восточные порты сформированы в 2020 году с участием всех крупнейших грузоотправителей, государственных органов, общественных организаций и позволяют обеспечить в целом равный доступ любых грузоотправителей к инфраструктуре. При этом они уже содержат корректный принцип приоритизации в виде учета большей перерабатывающей способности специализированных портов против универсальных», – сообщили в компании.

Там отметили, что при дополнительной более жесткой приоритизации специализированных портов компании, владеющие такими терминалами, становятся монополистами в отгрузке и перевалке угля на Дальнем Востоке и фактически единоличными пользователями инфраструктуры общего пользования на РЖД в ущерб остальным угольным компаниям.

По мнению «Распадской», приоритет по отношению к определенным портам приведет к монополизации услуг по перевалке и росту цен. «Такой подход дискриминирует как остальные универсальные порты, так и грузоотправителей, не имеющих собственных портовых мощностей. В свою очередь, это приведет к снижению конкурентоспособности российского угля на мировом рынке, закрытию ряда угольных компаний, портовых терминалов и росту социальной напряженности», – добавили в компании.

Кроме того, эксперты «Распадской» отмечают, что в 2023 году 77% поездов с углем, отставленных от движения на сети РЖД в адрес портов Дальнего Востока, задерживались из-за длительного срока разгрузки именно в специализированных терминалах.

Ранее первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов направил президенту РФ доклад, в котором предложил в рамках временных правил очередности перевозок грузов ввести приоритет перевозок угля в направлении специализированных угольных портов относительно универсальных терминалов.