Авария в Климовске: Сколько миллионов россиян нужно заморозить, чтобы навести порядок в ОПК
Климовский патронный завод сегодня на слуху у всех граждан России. СМИ представляют его как пример того, какой бардак творится в жилищно-коммунальном хозяйстве страны. С начала года по всей стране начались аварии в котельных и не теплотрассах, которые привели к лишению граждан тепла.
Начали обсуждать состояние жилищно-коммунального хозяйства страны. Оказалось, что износ коммунальной инфраструктуры в среднем по стране 40%. Но это средняя (причем сильно завышенная) температура по госпиталю. Кое-где износ превысил 90%. Между прочим, с 2013 года отменена техническая инвентаризация жилых домов, а потому показатели износа являются умозрительными.
Коммунальщики начали вымораживать страну. СМИ в период новогодних праздников сообщали о том, что ЧП с теплоснабжением происходили и происходят по всей стране. Называются Подольск и другие города Подмосковья, города и поселки Ярославской области, Волгоград, Новосибирск, Владивосток, Находка…
Но Климовск уже успел стать наиболее ярким примером ЧП подобного рода. 4 января отказала котельная, расположенная на территории ЗАО «Климовский специализированный патронный завод» (КСПЗ) имени Андропова. Без тепла остались 176 многоквартирных домов, в которых проживает более 25 тысяч человек.
ГСУ СК России по Московской области сообщило, что возбуждено уголовное дело и начато расследование по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, задержаны начальник котельной и гендиректор завода. Также выяснилось, что климовский завод, на балансе которого находится котельная, является частным предприятием, оно было приватизировано в начале нулевых годов. Как сообщил губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, сославшись на решение президента, предприятие планируют вернуть в госсобственность.
Сегодня все бросились изучать и обсуждать, что собой представляет КСПЗ. Около 30% завода принадлежит ООО «РТ-капитал», дочерней компании «Ростеха». Но фактически его контролируют частные лица, которым принадлежат остальные 70% капитала. В начале 2000-х это предприятие (на тот момент государственное) выкупил ранее судимый за убийство бизнесмен Хорхе Портилья-Сумин. В 2002 году завод обанкротился.
В 2003 году исчез бывший директор завода – Евгений Рудаков, а бухгалтерия предприятия сгорела при пожаре, писал «Коммерсантъ». В ноябре 2023 года Портилья-Сумин был задержан и в Мособлсуде в закрытом режиме рассматривалось его уголовное дело, связанное прежде всего с климовским заводом. Он был обвинен в мошенничестве, преднамеренном банкротстве и легализации денежных средств, полученных преступным путем.
Еще одним печально знаменитым лицом, связанным с заводом, является Алексей Гарин. Он был в начале прошлого десятилетия заместителем директора завода. В 2014 году разразился скандал. Выяснилось, что завод был разворован и имел около полумиллиарда долгов. Основная роль в этом принадлежала Гарину. 13 мая 2016 года Климовский городской суд приговорил Алексея Гарина по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере к лишению свободы. Удивительно, но позднее Алексей Гарин вернулся на завод и вновь вошел в руководство КСПЗ.
Еще один «герой» истории – Марина Сахарова, которая считается главным акционером КСПЗ. Она уже давно не живет в России, место ее пребывания – Германия. Т.е. страна, которая ведет сегодня необъявленную войну против России.
Историю КСПЗ последних двух десятилетий невозможно изложить в формате статьи. Это история, которая может уместиться лишь в многочисленных томах расследований правоохранительных ведомств. Мы всех деталей этой истории знать не можем. Но по причине многочисленных утечек информации и благодаря усилиям наших неравнодушных соотечественников мы начинаем понимать общую ситуацию на климовском заводе и вокруг него.
Если все называть своими именами, то эту ситуацию можно охарактеризовать словом «бардак». Синонимы: беспорядок, неразбериха, развал. Бардак у нас сегодня везде, куда не сунься: обман, казнокрадство, воровство, коррупция, круговая порука, тайные сговоры…
Но после того, как началась СВО на Украине, нам стали говорить о том, в сфере оборонного производства началась решительная борьба с этим самым бардаком как угрозой национальной безопасности. И что там наведен полный порядок. Так еще год назад, 25 января 2023 года глава Минпромторга Денис Мантуров, отвечающий за «оборонку», в ходе заседания коллегии Военно-промышленной комиссии РФ сообщил, что предприятия ОПК и военное ведомство в период проведения СВО вышли на новый уровень взаимодействия.
«Выстроен постоянный живой контакт, ведется выработка совместных решений. Очень эффективно себя зарекомендовал штаб на базе Национального центра управления обороной, в который входят и предприятия ОПК, и представители военного ведомства. Этот штаб в том числе позволяет нам четко отслеживать исполнение план-графиков поставок наиболее востребованных образцов вооружений, военной и специальной техники».
Постоянно слышу рапорты о том, что «оборонка» выполняет госзаказы на 99 или даже 99,9%. Что ж, честь и хвала работникам и руководителям российского ОПК, обеспечивающего СВО всем необходимым. Хотелось бы надеяться, что госзаказ военного ведомства будет выполняться на 100%, а оружие, военная техника и боеприпасы будут на 100% удовлетворять требованиям военных.
Но этот мажорный настой время от времени портится утечками информации, которые свидетельствуют, что «не все благополучно в Датском королевстве» (В. Шекспир. Гамлет). Вот последняя новость на эту тему. Сенатор Дмитрий Рогозин, который ранее достаточно долго (2011-2018 гг.) занимал пост вице-премьера, отвечающего за ОПК, призвал наказывать казнью поставщиков, завышающих цены для армии в несколько раз.
Об этом Рогозин 14 января написал в Telegram-канале: «Берут аж несколько концов с цены изделия. Достаточно сравнить с тем, что указано на AliExpress, и понять, наконец, что, как правило, мы имеем дело с преступными спекулянтами. Считаю, что за предоставление фронту изделий в три-четыре раза дороже (а то и больше) того, что они стоят по доставке, надо расстреливать». У Дмитрия Олеговича есть доступ к информации ОПК. Можно заключить, что несмотря на принятые еще более года назад решения правительства о наведении порядка с ценами на военную продукцию, бардак (точнее казнокрадство) там продолжается.
Но вернусь к теме климовского патронного завода. Оказывается, это предприятие попало в поле зрения неравнодушных соотечественников еще тогда, когда его котельная работала и подавала тепло в жилые дома. И этих граждан предприятие в Климовске интересовало как «оборонка» (а не как коммунальное хозяйство). Их волновало то, что оно заточено на обеспечение шкурных интересов отдельных граждан, а задачи обороноспособности решались по «остаточному принципу».
В этом общественным активистам и журналистам помогли Виталий Полетаев и еще два гражданина, которые оплатили все прошлые долги предприятия (более 600 млн руб.) и рассчитывали стать владельцами завода. Однако старые владельцы этому воспротивилась, полного доступа к управлению предприятием новые владельцы не получили. И тогда последние рискнули эту историю сделать достоянием общественности.
В первую очередь, раскручиванием истории занялось информационное агентство «Момент Истины».
В сентябре 2022 года оно обнародовало большой видеоматериал «Кто разворовывает стратегический для России патронный завод ЗАО “КСПЗ”». В аннотации к этому видео сказано следующее:
«В Редакцию “Момент Истины” обратился Виталий Полетаев, который столкнулся с мошенничеством в особо крупном размере со стороны собственницы оружейного завода ЗАО “КСПЗ” Марины Сахаровой и её подельников: мошенник с непогашенной судимостью Гарин и номинал Игорь Рудька. Мошенническим путем эта преступная группировка выманила у инвесторов свыше 100 миллионов рублей, а также на регулярной основе занимается выводом средств из России в Германию. Весь этот беспредел происходит по сегодняшний день. Даже во время проведения СВО правоохранительными органами игнорируются многомиллионные хищения в стратегически важном для страны предприятии».
Не остался равнодушным к этой истории и ваш покорный слуга. Год назад, в январе 2023 года мною была опубликована статья «Навести порядок в российском ОПК. Театр абсурда, или История одного предприятия». Вот резюмирующая часть той статьи:
“Мы имеем перед собой театр абсурда:
1. Предприятие (КСПЗ – В.К.) относится к российскому ОПК и должно находиться под строжайшим контролем государства;
2. Новые инвесторы, вытащившие предприятие из банкротства и закрывшие все его долги, доступа к управлению предприятием не имеют;
3. Предприятием продолжают управлять прежние акционеры и менеджеры, против которых было возбуждено уголовное дело по обвинению в мошенничестве. Один из них – с непогашенной судимостью, другой – в бегах;
4. Главным управленцем предприятия является дама, которая давно пребывает в Германии. А поскольку Германия – из списка «недружественных государств», нет уверенности, что предприятием управляет Марина Сахарова, а не немецкие спецслужбы.
4. До сих пор никакой реакции на призывы редакции «Момент истины» и законных инвесторов КСПЗ со стороны государственных органов, если верить журналистам, нет”.
Также в статье констатировалось, что многие предприятий российского ОПК до сих пор подобно климовскому заводу находятся в руках частников. И что в целях обеспечения военной безопасности страны необходима срочная национализация таких предприятий.
Мои информированные друзья сообщили, что сигналы SOS, посланные «Моментом истины», мною и другими авторами, наверху услышаны и готовятся решения по наведению порядка на КСПЗ. С чувством удовлетворения я переключился на другие темы, сняв историю климовского завода с моего контроля.
И вот по прошествии года я услышал новости о КСПЗ, которые стали звучать из каждого утюга. Но, новости, как я уже выше отметил, акцентируют внимание на теплоснабжении и коммунальных услугах, а не военно-производственной стороне вопроса. Нам обещают, что наконец-то КСПЗ станет государственным предприятием.
Но, оказывается, для такого решения призывов общественности и мнений экспертов явно недостаточно. Для этого надо было заморозить 25 тысяч человек. Видимо, для того чтобы вернуть все частные предприятия ОПК в лоно государства, в России надо заморозить миллионы или десятки миллионов людей.