"Мёртвые души" налоговой №32

Американский санкционный список в отношении России можно смело именовать Реестром достижений отечественной промышленности и науки. Это их инструмент борьбы с нами - под удар ограничений попадают те, кто составляет для Запада угрозу и конкуренцию, от кого зависит суверенность нашей страны.

"Мёртвые души" налоговой №32
© Уралинформбюро

В начале ноября в список занесли ООО "Уралдомноремонт – Екатеринбург". Большинство вряд ли слышало о предприятии, а вот металлурги России на него молятся. В их отрасли это одно из крупнейших сервисных предприятий. Кроме традиционных ремонтов сложного оборудования в разных уголках страны екатеринбуржцы могут гордиться строительством доменных печей №6 и №7 на Нижнетагильском металлургическом комбинате, за что были награждены губернатором Свердловской области.

Американцы в результате глубокого анализа выявили, что компания обеспечивает работоспособность металлургических комбинатов, без которых в период боевых действий нашей оборонке не из чего будет ваять вооружение. От их внимания не ускользнула и парадоксальная ситуация с претензией инспекции ФНС России №32 по Свердловской области почти на 2 миллиарда рублей.

Действие первое

Налоговики больше трех (!) лет занимались проверкой "Уралдомноремонт – Екатеринбург": деятельность в 2016 – 2018 годах они проверяли с апреля 2019 года, а решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было вынесено в июле 2022-го. Можно предположить, что за такой внушительный срок в ИФНС №32 подготовят обоснованную фактами и расчетами позицию.

Как ранее рассказывало "Уралинформбюро", налоговая утверждает, что "Уралдомноремонт - Екатеринбург" создана схема взаимоотношений с подконтрольными компаниями, которая была направлена на получение налоговой экономии. В решении арбитражного суда Свердловской области это звучит как заключение сделок не для получения результатов предпринимательской деятельности, а для неуплаты налогов.

Ремонты металлургического оборудования в Нижнем Тагиле, Омутнинске, Челябинске, Тихвине, Череповце, Качканаре, Аше, Новотроицке, Липецке, Туле – это длительный процесс с одновременным вовлечением сотен и даже тысяч сотрудников разных специальностей. В собственном штате "Уралдомноремонт – Екатеринбург" их не более полутора тысяч. Остальные – это персонал субподрядчиков, у которых нет такой производственной базы и авторитетности, как у "Уралдомноремонт - Екатеринбург". Вместе с тем, учитывая сложность и многозадачность ремонтов на НТМК, НЛМК, Северстали, ЧМК, нецелесообразно собирать под крышей одного предприятия специалистов всех профилей.

Вообще, этот рынок достаточно закрытый: металлург-заказчик на тендере сам определяет, кто будет ремонтировать его мощности. Цена работ формируется на основе сметных расчетов и контролируется акционерами – при всем желании с ценником не забалуешь.

Вся ответственность за качество, сроки, безопасность работ лежит на генподрядчике, которому не нужны "несчастные случаи на производстве" в любой их вариации. Чаще всего заказчика не интересует, каких субподрядчиков привлекает исполнитель. Утром по пропускам зашли в цех НТМК или НЛМК, вечером вышли. В разные этапы ремонта (он может длиться год и дольше) количество специалистов варьируется - в конце их значительно больше, чем на начальной стадии. Спроси у начальника цеха – кто ремонтирует? Он, естественно, ответит "Уралдомноремонт - Екатеринбург". И не покривит душой, потому что договор металлургами подписан с генподрядчиком.

Усилиями екатеринбургских налоговиков создано Зазеркалье. В реальности за последние годы шло строительство печей в Нижнем Тагиле, ремонтировался плавильный корпус в Тихвине, заменялась шихтоподготовка и шихтоподача в Череповце. Это - крупный пласт национальной экономики, без которого Россию поставят на колени или положат на лопатки.

А в выдуманном, виртуальном мире ИФНС рисует сложную конструкцию взаимоотношений генподрядчика с субподрядчиками, пытаясь сформулировать нарушения и за них показательно наказать – заплатите в общей сложности почти 2 миллиарда!

Так трудовой коллектив оказывается на одной доске позора с блогерами и шоу-гелз, скрывающими свои миллиардные доходы. Это – бред, такого не может быть - недоумевают руководители металлургических комбинатов, хорошо знакомые с Виктором Серегиным, возглавляющим "Уралдомноремонт - Екатеринбург" 19 лет, с момента его образования.

Действие второе

Слушая бригаду налоговиков на заседании в свердловском арбитраже, у меня сложилось впечатление, что я присутствую на новом прочтении "Мёртвых душ". У Гоголя ведь речь об умерших крепостных, которые еще числятся живыми, потому что не исключены из ревизской сказки для подушевого налогообложения.

А тут ключевой вопрос – кто вел ремонт в цехах металлургических гигантов? Если следовать логике фискального органа, то никакого персонала у субподрядчиков "Уралдомноремонт - Екатеринбург" не было, сотни рабочих в разных городах России приписаны непосредственно к "Уралдомноремонт - Екатеринбург". Но и они неизвестно как выполняли работу на сотни миллионов рублей. "Мертвые души"?

ИФНС №32 росчерком пера в апреле прошлого года "заморозила" на банковских счетах "Уралдомноремонт – Екатеринбург" в качестве обеспечения своих требований 759 миллионов рублей. Арбитражный суд Свердловской области не согласился с доводами налогоплательщика о нарушении ИФНС очередности обеспечительных мер. А вот 17-й Арбитражный апелляционный суд однозначно указал, что приостановление операций по счетам в банке может применяться только после наложения запрета на отчуждение имущества. "Однако каких-либо актов, документов об оценке имущества заявителя со стороны налогового органа до принятия оспариваемого решения не составлялось, осмотр имущества инспекцией не проводился" и, соответственно, действия налоговиков противоречат Налоговому кодексу!

После этого арест со счетов был снят, но на календаре уже был декабрь. За восемь месяцев "Уралдомноремонт - Екатеринбург" без "замороженных" средств не смог принять участие в ряде тендеров – отсюда и снижение объемов работы, доходов и налоговых отчислений. А, между прочим, это один из крупнейших плательщиков (1 миллиард рублей в год) в бюджет Свердловской области. Вот так наделенные полномочиями представители государства гробят национальную экономику!

Действие третье

В задачу суда, который является самостоятельной и независимой ветвью власти в России, входит установление всех обстоятельств судебного спора. В вердикте так и значится – суд установил.

Свердловский арбитражный суд в октябре рассматривал претензию налоговиков к "Уралдомноремонт – Екатеринбург" на сумму более 1 миллиарда рублей. В решении значится "суд установил", а далее по несколько раз на каждом листе – "налоговой проверкой установлено". При этом налогоплательщик указывал на отсутствие в материалах дела зафиксированных доказательств своей вины. Судья не прореагировала. А что презумпция виновности бизнеса в спорах с ФНС просматривается только в Свердловской области или это повсеместное явление?

Выходит так, что американцы видят в "Уралдомноремонт - Екатеринбург" угрозу своим интересам, а налоговая инспекция №32 является карающим мечом в их руках. Скажете – абсурд? Но абсурд совершенно в другом – налоговики без каких-либо последствий для себя могут фактически остановить работу крупного налогоплательщика.

Конечно, есть 17-й Арбитражный апелляционный суд в Перми, в ситуации с незаконной "заморозкой" средств он уже разобрался. А где позиция губернатора и Минпромторга РФ? Ведь именно сегодня, под санкциями, для экономики России важно сохранить уникальное предприятие на Урале.

Вадим ДЫНИН