Войти в почту

Компании стали чаще страховать ответственность своих директоров

Российские компании в 2023 году стали активнее страховать ответственность своих директоров и других топ-менеджеров, пишут «Ведомости» со ссылкой на брокеров Remind и «Нобилис», а также страховые компании «АльфаСтрахование» и «Росгосстрах». D&O страхует ответственность директоров и менеджмента перед акционерами компании и третьими лицами на случай предъявления исков о возмещении ущерба.

Компании стали чаще страховать ответственность своих директоров
© Frank Media

Ранее спрос на полисы D&O обеспечивали иностранные работодатели и покупали полисы, которые имели покрытие сразу в нескольких странах, но после исключения России из программ международного страхования, а также локализации иностранных бизнесов компании обратились за продуктом к отечественным страховщикам. Так, число новых полисов D&O, заключенных с участием Remind, выросло на 18% относительно 2022 года, через «Нобилиса» — на 15–20%. В «Альфастраховании» общий прирост договоров D&O на рынке за счет купивших впервые полис клиентов оценивают на уровне 15%. Прирост портфеля отмечают и в «Росгосстрахе». Согласно данным Ассоциации профессиональных страховых брокеров (АПСБ), совокупное число полисов D&O оценивается в несколько сотен, а сборы за год – около 10 млрд рублей.

В 2023 году активнее всего страховали риски, вытекающие из изменения структуры акционерного капитала и операций с ценными бумагами. К тому же топ-менеджеры спешат обезопасить себя и по другим причинам: из-за введения санкций и контрсанкционных мер появляются ограничения, которые директор и должностные лица могут нарушить ненамеренно или по незнанию, что повышает вероятность наступления ответственности.

Спрос на страхование ответственности проявляют оставшиеся в стране международные представительства компаний: в основном он связан с рисками возникновения претензий со стороны третьих лиц на фоне смены собственников компании или менеджмента после сделок, реорганизаций и продаж бизнеса, говорят в брокере «Нобилис». На рост заключенных договоров повлиял и уход крупных международных страховщиков с российского рынка. По сути, премии не растут, а перераспределяются с зарубежных рынков на российский, но для отечественного рынка это остается фактором роста сборов, отмечают в «АльфаСтраховании». К тому же оставшиеся в России иностранные кадры привыкли к соцпакету, в который входит наличие такой страховки, и сейчас полис D&O выступает поощрительным инструментом привлечения или удержания квалифицированных кадров.

В 2024 году, по оценке Remind, основными покупателями полисов D&O станут компании среднего размера, а также те, кто планирует IPO на Московской бирже.