Службы доставки хотят штрафовать за курьера на велосипеде

Доставка еды, хозтоваров и даже одежды на дом стала в последние годы обыденным делом. В Петербурге такую услугу оказывают несколько крупных компаний. Это их курьеры рассекают по городу на велосипедах и самокатах. Но с развитием этого сервиса появилось множество проблем: стремясь выполнить заказ как можно быстрее, мобильные доставщики не считаются с правилами движения по тротуарам и проезжей части. Аварии с их участием происходят постоянно. Законы не поспевают с регулированием динамично развивающегося бизнеса. Проблемы в этой сфере и что с ними делать, обсуждали 22 января на комиссии петербургского Заксобрания по транспорту. Ее председатель Алексей Цивилев рассказал «Парламентской газете», что одна из прозвучавших идей — дополнить федеральное законодательство возможностью штрафовать юрлиц, которые нанимают нерадивых курьеров.

Службы доставки хотят штрафовать за курьера на велосипеде
© Парламентская газета

- Алексей Николаевич, какие проблемы на улицах создают доставщики, есть ли статистика?

- ГИБДД признает, что отдельной статистики по таким нарушениям нет. Но две основные проблемы уже выявили. Это нарушения, которые приводят чаще всего к серьезным травмам и летальному исходу: не спешивание на пешеходном переходе и проезд на СИМ на красный свет. Мы попросили у компаний-операторов более подробную статистику по ЧП, которые случаются с доставщиками.

- Но ведь это элементарные правила передвижения на любом виде СИМ. Неужели доставщики так сильно торопятся, что готовы их игнорировать с риском для жизни?

- Дело в том числе в контингенте сотрудников с соответствующим менталитетом. Зимой армия доставщиков пополняется теми, кто в теплый сезон работает дворниками. Объясняется это просто: у дворников средняя зарплата от 50 до 70 тысяч рублей, а у доставщиков — от 150 до 200 тысяч рублей. А принцип работы простой: быстрее и больше заказов отвез — больше денег получил.

- А куда смотрят компании-операторы? Они не могут вводить сдерживающие механизмы?

- При ближайшем рассмотрении выяснились интересные подробности. Доставщики не состоят в штате крупных всем нам известных контор. Юридически они закреплены за некими «прослойками» с регистрацией через цифровую платформу. И наши крутые фирмы, которые предлагают товары с доставкой на дом, по сути, не знают даже, что за люди на них работают. И не могут принять меры при нарушении.

- А сотрудников ГИБДД, если нет серьезного ДТП, естественно не хватает, чтобы отследить нарушения курьеров…

- ГИБДД не может штрафовать нарушителей даже по видео от граждан, снятых на телефон. Либо нарушение должно быть поймано лично сотрудником, либо зафиксировано на государственные автоматизированные комплексы.

- В конце декабря вы предлагали начальнику ГИБДД Михаилу Черникову запретить ездить на СИМ под снегом в гололед. Это в основном касается курьеров. Вы отказались от своей позиции по этому вопросу?

- Такие требования действуют в ряде зарубежных стран. В Белоруссии, например, велосипедистам и водителям мопедов запрещается двигаться по проезжей части дороги и обочине во время снегопада и гололеда. Не знаю, будет ли наше предложение услышано, но, по моему мнению, одно из двух: либо дороги с тротуарами должны безупречно убираться и обрабатываться антигололедными материалами, а курьеры должны спешиваться и не торопиться, либо надо ограничивать риски роста несчастных случаев. Но мы рассматриваем пока и другие предложения для операторов, которые смогут повлиять на курьеров.

- Договорное регулирование?

- Не только. Мы разрабатываем изменения в КоАП. Сегодня в части 2 статьи 12.29 указано, что нарушение ПДД велосипедистом облагается штрафом в 800 рублей. Но это касается только физического лица. Мы планируем доработать эти положения, предложив ввести штрафы для юридических лиц, которые работают с курьерами, если их доставщик нарушил правила. Пока думали установить штрафы в 30-40 тысяч рублей. Но еще прорабатываем этот вопрос.

- А сами операторы заинтересованы в улучшении ситуации?

- Да, мы договорились о некоторых мерах, которые они обещали принять. Во-первых, самим курьерам нужно присвоить номер, который будет крупно обозначен на доставочном рюкзаке. Во-вторых, должен появиться единый номер для жалоб людей, которые заметят нарушения ПДД. Он должен быть отчетливо виден и напечатан даже крупнее, чем логотип компании-доставщика. На основании получаемых сведений операторы должны ввести ответственность внутри своей компании. Еще курьерам нужны страховки.