Когда в России появятся свои краболовы
Процесс постройки кораблей нуждается в активной модернизации с акцентом на серийное производство востребованных судов. Чтобы закрыть потребности потенциальных заказчиков, нужно расширять строительные площадки. Объективно 2300 российских судов требуют замены в течение ближайших десяти лет, однако нынешние возможности верфей куда скромнее. Сделать судостроение более результативным поможет увеличение господдержки, которая в себестоимости кораблей должна увеличиться с нынешних 9 процентов до 30. Речь идет примерно о 150 миллиардах рублей в год. О таких перспективах отрасли гендиректор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Пучков рассказал на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 23 января.
Сенаторы признали необходимость усовершенствования технической базы кораблестроителей, но при этом поинтересовались у руководителя корпорации, когда в России взамен иностранных создадут свое конкурентное судовое оборудование, двигатели и, наконец, проект типового краболова.
Нужны деньги и кадры
Сегодня на 40 верфях в России трудится около 100 тысяч человек, создавая, помимо плавающих средств военного значения, еще и корабли для гражданского флота. И хотя действуют госпрограммы, позволяющие пополнять станочный парк, в целом отрасль действует по нормам устаревшего технологического уклада ХХ века, а где-то и XIX века. Прямым следствием низкой производительности труда стала финансовая неустойчивость предприятий, отметил Андрей Пучков.
Поэтому нужно активно перевооружать отрасль, для этого потребуется много времени. Чтобы получить результат в следующих десятилетиях, начать нужно сейчас, уточнил глава ОСК. В том числе следует перейти на крупноблочное производство с вытеснением ручного труда, которого сейчас заметно больше нужного, и сосредоточиться на серийном производстве востребованных судов. Это позволит повысить операционную эффективность предприятий и его их финансовую устойчивость.
Но этого мало. Чтобы закрыть потребности потенциальных заказчиков, нужно расширять строительные площадки. Объективно 2300 российских судов требуют замены в ближайшие десять лет, однако нынешние возможности верфей не позволяют выполнить перспективную задачу. Чтобы судостроение стало результативным, господдержка в себестоимости кораблей должна увеличиться с нынешних 9 до 30 процентов.
При этом важно понимать, что существующие программы не гарантируют полноценный переход к новому технологическому укладу - нужны новые, отвечающие требованиям времени, которые будут увязывать вопросы протекционистской политики с потребностями производителей. Также не обойтись без высококвалифицированных кадров, убежден Пучков. Но с этим более-менее все понятно. Сейчас, по его словам, активная переподготовка специалистов по современным нормам проводится в Северодвинске и Санкт-Петербурге.
С движками плохо, но есть навигация
Планы достойные, но сенаторов выступление гендиректора порадовало лишь отчасти. Да, развиваться необходимо, однако каковы перспективы импортозамещения в судостроительной отрасли? Комментируя задумки ОСК, сенатор Валерий Понамарев признал необходимость устранения архаики из производственного цикла судостроителей, но вместе с тем попросил уточнить, как это вяжется с нынешними проблемами Объединенной судостроительной корпорации, у которой обнаружилась приличная дырка в бюджете.
При этом ОСК, по его словам, не планирует выпускать двигатели «для рыболовецких шаланд». Для оздоровления предприятия, убежден парламентарий, нужно избавиться от непрофильных активов, которые тянут назад.
Андрей Пучков предостерег от оглашения муссируемых СМИ цифр убытков корпорации — они еще окончательно не уточнены, но согласился с тем, что возобновить производство двигателей для судов, которые выпускали в советское время, сегодня проблематично, так как «оно утрачено полностью».
А вот с навигационным оборудованием возможны варианты. Такое сейчас, по словам сенатора Константина Долгова, производят в Санкт-Петербурге. Пучков пообещал учитывать это обстоятельство при формировании планов.
При этом председатель Комитета по экономической политике Андрей Кутепов заметил, что развитие судостроительной отрасли сегодня осложнено высокой ключевой ставкой. «Никакое производство не выдержит такой ставки. Нужны льготные меры поддержки», — резюмировал парламентарий.
Таких кораблей до сих пор нет
Есть и еще одна тема, мимо которой не могли пройти сенаторы, — затянувшаяся постройка судов-краболовов. По словам Андрея Кутепова, до сих пор в стране не появился проект типового судна-краболова, который помог бы судостроителям и заказчикам сэкономить деньги на постройке. «Мы о краболовах уже три года разговариваем, но у нас нет типового судна под краболова. Не сделали до сих пор проект краболова, который был бы один, но его можно было бы использовать для строительства 30-40 судов», — отметил сенатор.
Напомним, на первом этапе крабовых аукционов, которые шли с октября 2019 по июнь 2021 года, государство распределило 50 процентов квот на 144,18 миллиарда рублей. При этом победители конкурсов обязались построить 41 судно-краболов на отечественных верфях.
Изначально планировалось завершить строительство флота в 2024 году, однако, как сообщают «Ведомости» со ссылкой на пресс-службу Росрыболовства, из-за ковида и введенных недружественными странами санкций предельные сроки строительства судов увеличились с шести до восьми лет. По данным ведомства, к концу 2023 года общее количество построенных судов должно было перевалить за половину от заявленных.
При этом на горизонте маячат заказы еще на 31 судно-краболов, которые должны будут построить по итогам состоявшегося в октябре 2023 года второго этапа крабовых аукционов. Государство выставило на продажу квоты на вылов ценных ракообразных в Дальневосточном бассейне.
Добывающие компании приобрели 27 лотов. По сообщению Росрыболовства, прибыль составила 214,5 миллиарда рублей.