МТС создала конструкторское бюро "МТС АйКар"

ООО "МТС АйКар" займется разработкой конструкторской документации и программного обеспечения для производства автомобильной электроники - они будут применяться на заводе в особой экономической зоне (ОЭЗ) "Технополис Алабушево". Новая компания будет выполнять задачи импортозамещения. Также подразделение будет искать альтернативные дефицитные решения и технологии на российских и азиатских рынках.

МТС создала конструкторское бюро "МТС АйКар"
© ComNews.ru

На базе компании будут работать конструкторское бюро, лаборатория и опытное производство. По словам представителя пресс-службы МТС, они начнут функционировать во второй половине 2024 г.

Согласно сообщению МТС, ООО "МТС АйКар" будет оказывать предприятиям отечественного автопрома услуги инжиниринга, прототипирования, обеспечения технической документации и др. Компания поможет клиентам создать собственные нематериальные активы. По заказу автопроизводителей "МТС АйКар" будет разрабатывать и оформлять документацию НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) для выполнения специальных инвестиционных контрактов в рамках 719-го постановления правительства РФ по локализации производства.

Новая компания займется непосредственным взаимодействием с отделами научно-исследовательских работ автопроизводителей и поставщиков компонентов, будет проводить исследования и тестирования прототипов на собственной базе. Также будет создано опытное производство, чтобы в будущем разработать собственную платформу для автомобилей.

"Еще в 2020 г. МТС заявила о выходе в сегмент автомобильных ИТ-решений и электроники и рассматривает этот сегмент как перспективный. Сейчас усиливаем позиции, инвестируем в производство и развитие. В указанный период компания инвестировала в приобретение новых комплементарных активов. Выход в операционную активность запланирован на конец 2024 г., вывод пула продуктов в рынок - в ближайшие два-три года", - рассказал представитель пресс-службы МТС ComNews.

МТС вышла на авторынок в 2020 г., когда приобрела компании "Стопол Авто" и "Коагент Рус". Первая принадлежала Олегу Потапову, вторая Денису Смирнову, который также являлся гендиректором "Стопол Авто". Позднее "Стопол Авто" была переименована в "МТС Авто".

ООО "МТС Авто", "дочка" МТС, специализируется на предоставлении быстрого доступа в интернет в автомобилях, создании информационных и мультимедийных систем для автомобилей, систем связи и телематики, а также разработке аппаратных решений для обеспечения безопасности вождения.

Представитель пресс-службы МТС рассказал, что в вертикаль "МТС Авто" входят ООО "Навител" (МТС владеет контрольным пакетом), строящийся в ОЭЗ Алабушево завод "Ди Вай Технолоджис", телематическая платформа "86Битс" и новое конструкторское бюро "МТС АйКар".

"Перед лабораторией и опытным производством задачу обеспечения выручки головному предприятию ставят лишь в том случае, когда пришла пора их закрывать под благовидным предлогом. А "МТС АйКар" только открыли, горизонт планирования для этой компании приблизительно тот же, что для новых видов транспорта - два десятилетия. Задачу внедрять окупаемые и прибыльные решения в автопром будет выполнять сама "МТС Авто", а успех этого предприятия будет определяться развитием умной автоиндустрии и поведением потребителей", - считает Леонид Делицын, аналитик ФГ "Финам".

Леонид Делицын также отметил, что на фоне выручки всей МТС (почти 542 млрд руб. в 2022 г.) выручка "МТС Авто" составляет менее процента.

Артем Михайлин, ведущий аналитик ИК "ВЕЛЕС Капитал", считает, что "МТС Авто" вряд ли генерирует хоть сколько-нибудь значимую выручку для группы или существенные убытки. "Скорее всего, направление является больше экспериментальным и призвано дополнять общую экосистему сервисов компании", - считает Артем Михайлин.

Некоторые эксперты, опрошенные ComNews, видят в развитии автонаправления МТС большой потенциал. Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global, считает перспективы "МТС АйКар" очень высокими, так как компания займется разработкой и производством дефицитных в стране технологий и товаров, спрос на которые в условиях санкций будет продолжать расти.

Оператор идет в "нетелеком"

МТС и другие операторы связи развивают нетелеком-направления. Ранее ComNews писал, что по итогам девяти месяцев 2023 г. 17% выручки пришлось на B2B-направления МТС. В планах довести эту долю до 25%. Вице-президент по корпоративному и новому бизнесу ПАО "МТС" Олег Алдошин говорил, что компания планирует покупать активы в об­лас­ти тран­спор­та, до­кумен­тоо­бо­рота и HR-tech.

У компании уже есть успешные примеры развития нетелеком-направлений. Например, ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин называет таковым МТС Live - сервис по продаже билетов.

"Основная причина, почему МТС развивает нетелеком-направление: телеком не может расти двузначными темпами, есть ограничения со стороны государства на рост тарифов. Если говорить о дополнительных направлениях, то для МТС это условно нетелеком-направления, куда можно портировать телеком-услуги, те или иные свои разработки", - рассказал Эльдар Муртазин. Он также считает "МТС АйКар" перспективным направлением: у компании есть деньги и возможности развивать это направление.

Нетелеком-направления МТС активно растут. К примеру, из всех направлений бизнеса МТС наилучшие результаты в III квартале 2023 г. были у "финтеха": тогда выручка увеличилась на 26,2% и составила 23,6 млрд руб., а чистая прибыль достигла рекордного уровня - 5,1 млрд руб., или 10,9 млрд руб. за девять месяцев 2023 г.

Выручка от услуг связи в России в тот же период выросла на 7,4%, до 112,4 млрд руб.

Кирилл Малышев, директор практики "Стратегия продаж и маркетинга" компании "Рексофт Консалтинг", отмечает, что причина развития нетелеком-направления МТС в том, что рынок предоставления услуг связи уже достаточно насыщен и поделен между игроками. "Все операторы связи выстраивают экосистемы комплементарных бизнесов - это логичный эволюционный процесс компаний", - считает Кирилл Малышев.