Как депутаты и чиновники хотят слово «маркетплейс» отменить. Очередная попытка реформировать то, что и так нормально работает
Всентябре прошлого года группа депутатов внесла вГосдуму поправки взаконы «Обосновах государственного регулирования торговой деятельности» и«Озащите прав потребителей».
Инициатива должна закрепить юридический статус маркетплейсов, ввести ответственность занедостоверную информацию наплатформах инекачественный товар. Вдокументе также предлагается ограничить количество изменений, которые владельцы площадок могут вносить вдоговоры одним разом вгод; запретить имблокировать личные кабинеты партнеров ивзыскивать сних штрафы без согласия последних.
Представители интернет-торговли возражали, подчеркивая, что принятие законопроекта втаком виде может привести кросту стоимости товаров, увеличению нарынке контрафакта ифальсификата, атакже сокращению запуска новых сервисов для удобства продавцов ипокупателей.
Законопроект, считают представители отрасли, заставит владельцев онлайн-площадок повышать комиссии для продавцов ипосредников нагод вперед, что повлияет настоимость конечной продукции.
Законопроект предлагает:
юридически закрепить понятие «маркетплейс»; ввести ответственность задостоверность размещаемой наплатформах информации ипорядок применения маркетплейсами штрафов для контрагентов; ограничить возможность изменения договоров оферты одним разом вгод; запретить ограничивать доступ кличному кабинету продавца товара или владельца пункта выдачи заказов; запретить продажу собственных торговых марок намаркетплейсах сежегодным оборотом более 150 миллиардов рублей, если аналогичные товары уже представлены наплатформе.
Кпоследнему пункту, нанаш взгляд, необходимы разъяснения. Кмаркетплейсам сежегодным оборотом более 150 миллиардов относятся Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» иAliExpress.
Первые заявления озапуске собственных брендов маркетплейсами были сделаны в2022 году после того, как поизвестным причинам, изразных сегментов российского рынка ушли многие иностранные бренды.
Кроме того, создание собственной торговой марки (СТМ)— общий тренд: крупнейшие российские ритейлеры— «Лента», «Магнит», «Пятерочка»— уже давно реализуют товары под СТМ.
Каковаже ситуация уосновных российских маркетплейсов?
Wildberries собирается продавать под СТМ более 100 позиций товаров: смартфоны, холодильники, телевизоры, ноутбуки, пылесосы, стиральные машины ипрочее.
Бренды, через которые маркетплейс будет реализовывать продукцию, будут называться Razz иRuzz.
Ozon. Здесь ассортимент товаров под СТМ шире, чем удругих маркетплейсов. Весной прошлого года Ozon подал заявку нарегистрацию торговых марок Ozon Pets, Ozon Sports, Ozon Baby, Ozon Travel иOzon Home. Также компания запустила собственную марку одежды под маркой Hola, где представлены вещи для взрослых идетей, аодной изсамых известных СТМ бренда является продуктовый Ozon Fresh. Нарынке электронной техники Ozon представлен собственной маркой телевизоров Hartens.
Яндекс Маркет запустил продажи товаров бытовой электроники под собственным брендом Tuvio. Сейчас намаркетплейсе под этой маркой доступны телевизоры, стиральные машины, морозильные лари, микроволновые печи иэлектрочайники. Кпродаже товары бренда доступны только наплощадке маркетплейса.
Что побудило депутатов включить взаконопроект пункт, фактически уничтожающий конкуренцию, доконца непонятно. Сами депутаты считают, что они, наоборот, конкуренцию защищают. Тоесть, если некий маркетплейс прикупил (простроил) завод попроизводству велосипедов ивтоже время ему нареализацию предложили партию велосипедов, онсвои может только отдавать вдругие места, ареализовывать усебя— никак. Якак покупатель лишен возможности выбрать то, что мне больше нравится. Интересная защита конкуренции.
В«Яндекс Маркете» считают, что «запрет— прямое ограничение конкуренции. СТМ предоставляет широкий ассортимент товаров наплощадке втех нишах, где недостаточно продавцов или нет товаров определенных характеристик. Большой ассортимент позволяет привлекать большее количество покупателей». Основной владелецWildberriesТатьяна Бакальчук видит проблему глобально: «Мысчитаем, что квопросу регулирования нашей отрасли нужно подходить шире, поскольку формируется новая экономика. Ипод нее нужно делать другую совершенно правовую основу. Мынадеемся, что нас услышат».
Носпособныели наши депутаты разработать правовую базу для наиболее развивающейся отрасли? Похоже, что нет— неспособны. Собственно, это подтвердил отзыв правительства назаконопроект, онем стало известно вдвадцатых числах января. Ниодна изноваций, придуманных наОхотном ряду, небыла поддержана. Зато депутатам предложили поработать над заменой термина маркетплейс— врамках русификации технологической лексики. Вот эта задача показалась депутатам поплечу.
Икстати, далеко непервая попытка что-нибудь переименовать вэтой сфере. Летом 2022 году наочередном экономическом форуме вице-премьер Денис Мантуров предложил отказаться отиностранных названий торговых сетей. Предположили, что Wildberries бует называться типа «Ягодки» или «Лесные ягодки». Татьяна Бакальчук тогда ответила, что осмене названия вкомпании будут думать. Наверное, ничего непридумали.
Теперь замахнулись набольшее— наназвание почти всей системы электронной торговли через посредника.
—Целесообразно переименовать маркетплейсы либо ввиртуальные торговые площадки, либо ввиртуальные торговые посредники,— заявил председатель комитета Госдумы повопросам собственности, земельным иимущественным отношениям коммунист Сергей Гаврилов. —Это позволит уйти отиностранных словосочетаний «electronic market», «electronic marketplace»,— подчеркнул депутат.
Зачем так сдерживать себя? Можно отказаться заодно иотслов электроника, маркет исупермаркет, парламент, депутат. Вместо электричества говорить свет или лампочка Ильича. Новот кто-нибудь может сказать, для чего это затеяно? Оттого, что басурманское слово исчезнет издокументов ибудет заменено накакое-то неуклюжее сочетание слов, неизменится ровно ничего. Вобиходе маркетплейсы знают поихназваниям. —«Купил на«Озоне», «Заказал на«Вайлдберриз».То, что депутаты чего-то там придумали, мало кто узнает.
В«12 стульях» Ильфа иПетрова есть один персонаж, какбы поэт Никифор Ляпис, автор знаменитой «Гаврилиады»— помните, наверное: «Гаврила шел кудрявым лесом, Бамбук Гаврила порубал». Жилбы Ляпис внаше время, точнобы написал: «Служил Гаврилов депутатом, закон Гаврилов принимал». Как вариант: «Служил Гаврилов вкомитете, Гаврилов слово подбирал».