Купили, но не прошли. Клиенты отсудили у GeekBrains деньги за курсы

Число таких дел будет расти, считают юристы.

Купили, но не прошли. Клиенты отсудили у GeekBrains деньги за курсы
© Сравни.ру

Студенты образовательной платформы GeekBrains получили от неё более 23,5 миллиона ₽ по коллективному иску. Большая часть претензий была урегулирована по мировым соглашениям. В целом выиграно 155 дел, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на DestraLegal.ru, которая представляет интересы истцов.

Клиенты подали первый иск к GeekBrains на 4,5 миллиона ₽ в декабре 2022 года. Они добивались компенсации за то, что компания не возвращает деньги за онлайн-курсы, от которых студенты отказались в начале обучения. Иск был урегулирован до суда, GeekBrains выплатила 2 миллиона ₽.

В июле студенты подали ещё один коллективный иск на 25,7 миллиона ₽. Многие клиенты по суду получили больше исходных убытков: возврат стоимости непройденной части курса, компенсацию морального вреда, потребительские штрафы и расходы на юридические услуги.

В итоге GeekBrains изменила оферту. Ранее в правилах оферты было указано, что компания возвращает 100% стоимости в течение трёх дней с момента покупки, 30% — в течение 14 дней, 15% — в течение 14–30 дней, 0% — если с покупки прошло более 30 дней. Теперь возвращаются 50% в течение 30 дней.

Другие платформы также проверяют свои правила на наличие условий, ущемляющих права пользователей. На необходимость такой проверки указала гражданская коллегия Верховного суда в определении от 8 августа 2023 года, уточняет старший юрист практики «Разрешение споров и арбитраж» юрфирмы «Меллинг, Войтишкин и партнёры» Екатерина Ерова.

Число подобных дел будет расти, считают юристы. Так, в DestraLegal.ru уже готовят коллективный иск к онлайн-школе «Лайк Центр». На это влияет общий рост популярности цифровых платформ и их количества, «конкурентная среда и разборчивость потребителей», добавляет управляющий партнёр Semenov & Pevzner Роман Лукьянов.

Найти бесплатные онлайн-курсы можно на витрине «Образование» на Сравни.