Как ESG работает в авиации

Роль ESG в авиации

Как ESG работает в авиации
© Российская Газета

ESG-подход можно расшифровать как ответственное отношение к окружающей среде, высокую социальную ответственность, и качество корпоративного управления.

Казалось бы, как такую философию можно применить к авиации? Ведь только для того, чтобы 80-тонный Airbus 320 поднялся в воздух и пролетел 4800 километров, нужно более 20 тысяч литров авиационного керосина, почти в 10 раз больше годового расхода обычного автомобиля. При этом, чтобы полностью электрифицировать Boeing-737, да еще так, чтобы он смог пролететь хотя бы час, придется убрать всех пассажиров и груз и заполнить все пространство батареями.

Дальние перелеты сильно загрязняют окружающую среду, так как самолеты выбрасывают в атмосферу огромное количество углекислого газа, который усиливает парниковый эффект. Аэропорты потребляют огромное количество электроэнергии и производят очень много мусора, среди которого пластик, металлолом и макулатура, небезопасные отработанные масла, аккумуляторы и лом кабельной продукции.

Эксперты ищут способ обеспечить самолеты необходимой энергией так, чтобы при этом как можно меньше вредить экологии. Среди возможных вариантов рассматриваются гибридные машины, использующие при некоторых операциях электричество, или биотопливо.

Еще одной перспективой может стать беспилотная авиация. Это бы снизило нагрузку на пилотов и уменьшило риск человеческих ошибок, опасных для пассажиров. Сейчас разные компании экспериментируют с подобными системами, но в ближайшей перспективе полностью беспилотного пассажирского самолета не предвидится.

Еще одна проблема - обслуживание самолетов. Запасные части для них сложны в изготовлении и требуют не только больших энергетических затрат и огромного количества ресурсов, но и работы множества специалистов, которые часто выполняют повторяющиеся операции. Это относится не только к строительству и ремонту воздушных машин, но и к их плановому обслуживанию.

Все эти проблемы волнуют добросовестный авиационный бизнес. Авиакомпании задумываются о том, как исправить ситуацию, снизить вред природе и более ответственно относиться к своим сотрудникам. Для этого они постепенно начинают разрабатывать и внедрять новые технологии в строительство и обслуживание самолетов и аэропортов, а также ищут решение проблемы, как сделать энергоснабжение железных птиц более экологичным. Кроме того, авиакомпании начали публиковать нефинансовые отчеты, в которых рассказывают обществу о своей работе по внедрению ESG-философии.

Экологический аспект ESG в авиации

Одним из самых важных вопросов экологической части ESG-подхода в авиации является проблема энергоснабжения. Сейчас самолету нужно очень много топлива, чтобы подняться с земли и совершить перелет. При этом он выделяет огромное количество углекислого газа, внося немалую лепту в развитие парникового эффекта. Поэтому авиакомпании находятся в поиске альтернативных видов топлива, которое бы меньше вредило природе и при этом не требовало бы огромных емкостей для хранения.

Одним из выходов может стать гибридный самолет, который бы использовал электричество при рулении, посадке и наборе высоты. Для больших самолетов это решение пока не подходит из-за технических ограничений, но оно вполне применимо к небольшим машинам.

Еще одним вариантом может стать водородный двигатель, который не производит углекислый газ. Так, крупнейший в мире производитель самолетов Airbus SE весной прошлого года заявил о планах ввести в эксплуатацию такую модель.

Компания Rolls-Rоусe, в свою очередь, активно использует концепцию интернета вещей, чтобы следить за состоянием двигателя и таким образом повысить безопасность, снизить расход топлива и оптимизировать расходы.

В свою очередь, компания Utair внедрила программу экологического менеджмента и топливной эффективности, чтобы сократить выбросы углекислого газа. Летный директорат авиакомпании постоянно анализирует обязательные и рекомендуемые критерии полета, включая соответствие эшелону и скоростному режиму, своевременный выпуск шасси и механизации, схемы захода на посадку и многое другое. Это позволяет учитывать все возможности для уменьшения расхода топлива.

Но энергоснабжение самолета не единственная проблема. Много энергии потребляют также аэропорты. Они же генерируют большое количество различных отходов. Компании стараются решить и эту проблему. Этими вопросами озаботился один из крупнейших аэропортовых холдингов России "Аэродинамика", управляющий воздушными гаванями Сочи, Краснодара и Анапы. Чтобы решить проблему, корпорация разработала уникальную для юга России программу по накоплению продуктов, которые потеряли потребительские свойства, но пригодны для переработки - пластика, отработанных масел, аккумуляторов и макулатуры. Кроме того, компания использует энергоэффективные технологии при строительстве и ремонте своих объектов.

Все эти меры помогают уменьшить не только выбросы в атмосферу, но и природные ресурсы, которые тратятся при выработке энергии для аэропортов и топлива для самолетов. Грамотный сбор и переработка отходов для создания новых материалов также экономят ресурсы планеты, которые бы в противном случае использовались для выработки новых веществ.

Социальный аспект ESG в авиации

Философия ESG подразумевает также социальный аспект, бережное отношение компании к своим сотрудникам и клиентам. Так, чтобы снизить объем ручного труда и повторяющихся операций, а также уменьшить риск травм при строительстве и обслуживании самолетов, компании внедряют цифровые технологии. Например, международная IT-компания GE Aviation разработала промышленное приложение, которое позволяет контролировать состояние производственных станков и оборудования в режиме реального времени, сократить количество ручных рабочих процессов и повторных операций.

Еще один пункт ESG-подхода - высокая корпоративная ответственность. Российские авиакомпании активно внедряют ее в свою работу. Например, "Аэродинамика" выстроила прозрачную систему корпоративного управления, а группа "Аэрофлот" в 2022 году опубликовала первый отчет о деятельности в области устойчивого развития, подготовленный в соответствии с основным вариантом стандартов Глобальной инициативы по отчётности в области устойчивого развития. Раньше аспекты ESG-подхода компании были включены в годовой отчет, теперь же им уделяется больше внимания, а значит, работа компании в этом направлении стала более прозрачной для общества. Компания S7 также публикует ESG-отчеты. В документе за 2020 год говорится, что компания "придерживается принципа нулевой толерантности к коррупции и считает недопустимыми нечестные и противозаконные способы ведения бизнеса". Также в отчете значится, что холдинг поддерживает такие основополагающие ценности, как добросовестность, прозрачность и подотчетность.