Яндекс завершил реструктуризацию бизнеса
Голландская Yandex N.V. продала бизнес "Яндекса" за 475 млрд рублей консорциуму инвесторов. По оценкам экспертов, стабильности компании теперь ничего не угрожает. В новых условиях IT-гигант сосредоточится на российском рынке, странах Залива и азиатском рынке.
В конце 2023 года "Яндекс" объявил о намерении разделить бизнес на российский и международный, оставив за нидерландской Yandex N.V. внешние проекты в области облачных технологий. В "Яндексе" рассказали, что новым владельцем компании в РФ стало российское МКАО (Международная компания акционерное общество) "Яндекс", которое было зарегистрировано в конце прошлого года и включено в реестр участников специального административного района (САР) в Калининградской области.
Команда менеджеров "Яндекса" сохранит управление бизнесом и право принятия ключевых решений. Гендиректором "Яндекса" останется Артем Савиновский. Российский "Яндекс" сохранит бизнесы, сервисы и активы группы Yandex N.V. за исключением зарубежных стартапов (Nebius, Toloka, Avride и TripleTen) и дата-центра в Финляндии. При этом Yandex N.V. будут предоставлены ограниченные права на использование части технологий "Яндекса" до конца 2024 года.
В Кремле приветствуют договоренность о продаже российского бизнеса "Яндекса" консорциуму частных инвесторов, заявил пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков.
"Конечно, для нас важно, чтобы компания продолжала свою работу в этой сфере. В этой связи можно приветствовать договоренность о продаже, которую достигли акционеры. Главным владельцем останется российский менеджмент компании. Для нас, конечно, важно продолжение работы компании именно у нас в стране. Это компания, которая дает работу многим талантливым людям. Много молодежи ищут работу именно в "Яндексе"", - заявил представитель Кремля.
"Проделана большая работа. Процесс пошел", - так прокомментировал завершение сделки экс-министр финансов и глава Счетной палаты, а ныне советник "Яндекса" по корпоративному развитию Алексей Кудрин.
Опрошенные "РГ" эксперты расходятся в оценках того, насколько финансово выгодной была сделка по продаже компании.
"В целом для российского IT-рынка это немаленькая сумма. Для примера - другой значимый сервис, Авито, был продан за 151 млрд рублей", - отмечает замглавы комитета Госдумы по информполитике, глава РОЦИТ Антон Горелкин. Вполне адекватной считает стоимость продажи компании глава АНО "Цифровая экономика" Сергей Плуготаренко. "На мой взгляд, цена очень средняя - учитывая, что в целом бизнеса "Яндекса" в России оценивалась примерно в 600 млрд рублей ранее", - говорит депутат Госдумы Антон Немкин. "Думаю, сделку можно считать выгодной", - полагает он. "Если на нее пошли инвесторы и уже бывшие владельцы - значит, это адекватная рыночная цена на сегодня", - уверен сенатор Артем Шейкин.
Неудачность сделки для основателя компании Аркадия Воложа отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
"Цена в 475 миллиардов рублей, это 5 миллиардов долларов, это в два раза ниже того, что хотел получить Аркадий Волож. Поэтому можно говорить о том, что на данный момент он в этом аспекте как минимум проиграл", - полагает Муртазин.
На специфику финансовых расчетов обращает внимание председатель Совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко.
"В сделке есть несколько любопытных моментов: во-первых, половина будет выплачена в юанях. Понятно что рублями и долларами мы платить не можем. Выбор юаня очевиден, но мы знаем что Китай очень щепетильно относится к курсу юаня и влиянию на него внешних факторов. Обычно владельцам юаней предлагается либо инвестировать в Китай либо закупать на юани товар и вывозить. Вероятность того что Китай разрешит просто конвертировать юани в доллары представляется невысокой", - полагает Клименко.
Кроме того, отмечает экс-советник Президента по развитию Интернета, судьба покупателей акций Яндекса на бирже Nasdaq через Мосбиржу не уточнена. "Скорее всего она находится во второй части суммы выкупа, которая будет произведена после выхода российского Яндекса на биржу. Четких представлений о том как пройдет эта "кривая" редимиляция пока нет. В пресс-релизе есть только надежда на это", - говорит Клименко.
По оценкам экспертов, бизнесу компании в новых условиях ничего не угрожает - IT-гигант сосредоточится на российском рынке, странах Залива и азиатском рынке. Ожидается, что "Яндекс" продолжит развивать свой бизнес.
"У "Яндекса" распределенная структура разработки и продуктовых команд, в топ-менеджменте также были и есть свои зоны ответственности. Уверена, что все роли определены и договоренности достигнуты гораздо раньше, чем объявлена сделка. Ничего не "рассыпется" из-за того, что головная компания наконец отделилась, рынок этого ждал, и это было неминуемо", - говорит технологический обозреватель, автор Telegram-канала TechnoME Марина Эфендиева. При этом российский рынок для компании Яндекс - домашний, лояльный и наиболее понятный. И "Яндекс" теперь сосредоточит усилия на нем.
"Потенциал у компании колоссальный, она доказала за все время своего существования, что умеет проходить сложные времена, умеет работать в "несложные". Думаю, что это люди, которые умеют считать и преумножать деньги. Яндекс - хороший актив, в который идут за прибылью", - говорит Артем Шейкин.
"Инвесторы - экономические, они прекрасно понимают потенциал развития Яндекса и возможный рост акционерной стоимости компании. Уверен, что Яндекс продолжит свое развитие не только в России, но и зарубежных рынках - сделка вряд ли повлияет на потенциал развития компании. Тем более, что Яндекс сохранил за собой все технологии, включая такие перспективные, как беспилотные автомобили и искусственный интеллект", - уверен Сергей Плуготаренко.
Важным обстоятельством станет то, что ни один из совладельцев "Яндекса" не находится под санкциями, отмечает депутат Антон Немкин.
"Ни один из пайщиков нового владельца Яндекса не находится под санкциями, то есть не вовлечен в политическую деятельность государства. Более того, ни один из них не имеет контролирующего пакета акций, то есть сам по себе ничего в Яндексе сделать не сможет. Отсутствие подсанкционных управленцев - хороший знак для международного бизнеса Яндекса и его сотрудников, работающих вне России. Проекты за рубежом можно будет продолжить", - говорит он.
По словам Немкина, при всей транснациональности Яндекса, наиболее заметное положение компания все же всегда занимала на рынках России, Белоруссии и Казахстана. "Поэтому, по сути, все останется на своих местах. Да и внутри России компании однозначно есть куда расти. Я думаю, это станет одним из приоритетов в развитии компании на ближайшие как минимум 5-10 лет", - уверен депутат.
Впрочем, внешние рынки могут оказаться закрыты для "Яндекса" не только из-за перспективы санкционных ограничений, но и из-за соглашения о неконкуренции, которое традиционно является частью таких сделок, полагает Муртазин.
"Яндекс никогда не был успешен на внешних рынках со своими глобальными сервисами. Поэтому внутри России он будет развиваться, но на внешних рынках на какое-то время поставлен крест. Как минимум компании нужно будет переконфигурироваться. Кроме того, будет соглашение о неконкуренции. По нему международная часть "Яндекса" заберет основные рынки, на которых мог бы развиваться и российский "Яндекс". Они будут закрыты для него с теми продуктами, которые есть сегодня. Возможно, и с другими", - уверен Муртазин.