Российские ювелиры не успевают к введению маркировок

Обновлено в 16:01

Российские ювелиры не успевают к введению маркировок
© BFM.RU

Российские ювелиры просят минимум на два года перенести внедрение обязательной маркировки изделий. Она должна стартовать уже в марте. Как пишет газета «Коммерсантъ», свою позицию профильные ассоциации объясняют тем, что производители не успевают в установленный срок подготовиться к новым правилам.

В Федеральной пробирной палате отмечают, что у ювелиров было достаточно времени на подготовку. Запуск маркировки уже дважды откладывался: изначально он должен был стартовать еще в 2021 году.

Тогда из-за жалоб ювелиров власти решили временно сделать ее добровольной, а в 2022 году ввели обязательное внесение данных о продукции в госсистему контроля за оборотом драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах оборота. На бирки украшений начали наносить штрихкод. Гильдия ювелиров России призывает на этом и остановиться. Комментирует президент ювелирного дома Cluev Илья Клюев:

— Когда у нас была конференция, там представители Федеральной пробирной палаты присутствовали, я спросил, какое количество частных клиентов воспользовались возможностью узнать об украшении какие-то подробности. Они не смогли на это ответить, для них оказалось даже не особо интересно, пользователи были или клиенты этой системы. Основная проблема то, что вы должны, соответственно, если речь идет о нанесении на украшение, вам необходимо соответствующее оборудование, которое непонятно где, кто производит, где его покупать, как его покупать, и, вообще говоря, как и кем это будет наноситься. Если это наносится Пробирной палатой, в каком месте это будет наноситься, как это будет выглядеть, это никто пока сказать не может. Для больших компаний, на самом деле, это не большая проблема, потому что приходится брать людей, которые дополнительно этим занимаются. У нас дополнительно этим занимается новый человек. Для маленьких компаний, кто-то ушел из бизнеса либо перешел работать в более крупные компании. Многие ювелиры сейчас перешли, как это ни удивительно, работать в военную отрасль, потому что там требуется именно во многих областях ювелирная точность. При том, что у нас большие возможности для расширения, ювелирный рынок освобожден от западных компаний, никаких мер, которые можно было бы использовать для развития бизнеса, нет. Фактически мы лишили себя кредитования, мы лишены любой господдержки. А все, что мешает, делается.

— Как сейчас контролируется весь путь производства и качества ювелирных изделий в отсутствие маркировки?

— Все находится на совести производителя, поскольку украшения не подлежат возврату, если клиент обнаружит какой-то дефект, то он фактически в рамках законодательства никак не защищен. Нужно себя поставить в такие условия, когда ты должен сделать качественно, должен позаботиться сам о своей репутации.

— Гильдия ювелиров предлагает вообще отменить маркировку и оставить только штрихкод на бирке, а что не дает перевесить бирку или подделать на ней данные?

— Я не знаю, кто из клиентов именно смотрит на бирку. Здесь чаще общаются с продавцом и ориентируются на то, что говорит он. Кстати говоря, законодательно нигде не преследуется завышение характеристик, то есть фактически на камне можно указать любую физическую. Для кого нужна именно эта информация на штрихкоде, я не знаю. Если ею сейчас не пользуются, какой смысл в дальнейшем эту информацию дублировать на украшении, для меня это большая загадка.

До вступления в силу требования о маркировке остался месяц. И если сейчас салоны отправят свою продукцию на проставление кодов, прилавки останутся пустыми на долгое время. Вот что рассказал Business FM заместитель руководителя Федеральной пробирной палаты Дмитрий Замышляев:

Дмитрий Замышляев заместитель руководителя Федеральной пробирной палаты «Те ювелиры, которые будут ждать до последнего момента и потом скопом побегут сдавать на маркировку, конечно же, столкнутся с эффектом бутылочного горлышка. Чтобы не оголять прилавок, лучше сдавать все-таки изделия в Пробирную палату по возможности частями и заранее. Хочу напомнить, что маркировать изделия можно было уже в течение последних двух лет постепенно, но, как это часто бывает, многие откладывают на последний момент, а потом сетуют на то, что не успевают. И я все-таки уверен в том, что нам удастся справиться с задачей по маркировке в срок, и интересы покупателей будут надежно защищены. Еще хочу напомнить, что на рынке немало подделок, проверить подлинность изделия можно через специальное мобильное приложение или на сайте Пробирной палаты. Там есть специальный поисковик и инструкция по пользованию. Подделать маркировку на бирке тоже не представляет большого труда, а подделать маркировку на самом изделии — это все-таки сложно. И, главное, она должна совпадать с маркировкой на бирке. Правоохранители имеют специальное приложение, которое позволит сличать метку на изделии с этой биркой. Поэтому добросовестные производители и продавцы не будут рисковать, подменяя изделия или нанося недостоверную информацию на бирку с целью завысить реальную стоимость изделия. На маленьких изделиях палата предложила маркировку не наносить, но решение об этом будет принимать не сам производитель, а уполномоченный сотрудник Пробирной палаты в тот самый момент, когда изделия принесут на маркировку. Специалист палаты поставит в информационной системе отметку о том, что размер изделия, которое принесли, не позволяет его маркировать, и оно может продаваться на территории России без маркировки опять же в силу своих специфических свойств данного конкретного изделия».

За последние три года ужесточилась система контроля за оборотом драгоценностей. К тому же год назад для ювелирной отрасли отменили упрощенную систему налогообложения. Цены на украшения выросли, а спрос упал. Новые меры только усугубят ситуацию, говорит соучредитель Ассоциации малого ювелирного бизнеса, основатель компании «Циркон-С» Сергей Куколевский. Его предприятие занимается только серебром, которое не требует маркировки. Но как член ассоциации он в курсе проблем ювелиров:

Сергей Куколевский соучредитель Ассоциации малого ювелирного бизнеса, основатель компании «Циркон-С» «Люди должны сдавать в Пробирную палату каждую неделю по 100 изделий, и для этого они должны занимать очередь буквально с ночи, с трех часов. Вчера было опубликовано письмо Сергея Рыбакова из Твери, компания «Александрит», у которого 30 тысяч изделий, берут 100 изделий за раз. Представляете, ему 300 недель нужно, чтобы это отмаркировать. 300 недель. Но Пробирная палата вышла с инициативой сообщить ей о количестве остатков товарных в рознице, с тем чтобы составить план работ с целью выплат. Но мы видим, что это нереально. Это один аспект, который с 1 сентября приведет только к тому, что часть изделий, которая не будет отмаркирована по причине невозможности маркировки в Пробирной палате, будет выведена из оборота, должна быть куда-то убрана, спрятана, вывезена из магазина. Потому что даже хранение в сейфе такой продукции является нарушением закона. Чтобы маркировать изделия, нужны несколько условий. Во-первых, должны быть лазеры, которые отмаркируют, во-вторых, должны быть сканеры, которые это будут считывать. На сегодняшний день, как мне известно, мои коллеги сдавали на маркировку до половины изделий, после того как изделие идет на маркировку, его нужно дорабатывать, дополировывать, чтобы оно снова заблестело. Не у многих предприятий есть инструменты и аппаратура, которые позволяют это делать без ущерба, у торговли этого нет вообще. Причем торговля не имеет права прикасаться к изделиям, поскольку при этом меняется вес».

Объем российского рынка ювелирных украшений по итогам прошлого года превысил 365 млрд рублей, что на 18% больше показателей 2022 года, сообщал аналитический центр ювелирной компании Sokolov. По их оценкам, средний чек на покупку украшений в России вырос на 16% — до 7,5 тысячи рублей.