Эксперты объяснили, почему в России доля бизнеса уступает экономикам Европы и Азии
Доля малого и среднего предпринимательства (МСП) в России намного меньше, чем в странах Евросоюза, говорится в исследовании Института комплексных стратегических исследований (имеется в распоряжении у "РГ"). Согласно оценке представителей деловых кругов, это связано с особым историческим путем России.
"Вклад малого бизнеса в экономику России остается на низком уровне в рамках международных сопоставлений, что снижает возможности российской экономики по созданию рабочих мест и адаптации к внешним турбулентностям", - говорится в публикации института.
В 2022 году вклад сектора МСП в ВВП России составил 21,0%, по данным Росстата. Для сравнения, по данным Еврокомиссии, в 2022 году во Франции аналогичный показатель составил 42,1%, в Германии - 46,6%, в Испании - 59,5%, в Италии - 62,9%.
По данным ОЭСР, малый и средний бизнес играет значительную роль в экономике КНР, обеспечивая в 2020 г. более 60% ВВП, 79% рабочих мест, 68% экспорта и 50% налоговых поступлений в бюджетную систему, уточняют аналитики.
Относительно скромная доля малого бизнеса в ВВП имеет, в первую очередь, историческое объяснение, полагает Первый проректор Российского государственного социального университета (РГСУ) Джомарт Алиев.
"Наш сегмент МСП имеет тридцатилетнюю историю, а в европейских странах - многовековую. Кроме того, нельзя сравнивать вклад малого и среднего бизнеса в ВВП, не проанализировав, какие именно компании в разных странах имеют подобный статус", - отметил он.
Нашим предпринимателям пришлось пройти сквозь череду серьезных экономических кризисов, добавил Алиев.
"У нас же МСП, шел, в первую очередь, в городах в посреднической деятельности. В итоге мы имеем ту структуру, которая сейчас. Доля технологичных секторов в МСП других стран объективно больше, в Китае вообще более 50 %, это значит большая добавленная стоимость и больший вклад в ВВП", - рассказал Советник уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко.
Инновации - отдельная тема, в Китае это целая экосистема, платформа, куда вовлечены научные институты, эксперты, изобретатели, юристы. Мы должны все это перенимать, считает эксперт.
Российский сектор МСП сложился в иных условиях, чем западный или азиатский. Например, исторически значительная часть ВВП нашей страны формируется за счет продажи сырьевых ресурсов: в первую очередь нефти и газа. Это влияет на возможности МСП масштабироваться. Такое мнение выразил координатор "Деловой России" в ЦФО Дмитрий Аббакумов. В то время, как в странах без четкой ориентации экономики на конкретные секторы вклад бизнеса в ВВП размывается и в том числе уходит в МСП.
"Среди сдерживающих факторов также нужно назвать ситуацию с финансированием. При текущей ставке рефинансирования получить коммерческий кредит и не выйти в минус могут только компании с рентабельностью на вложенный капитал в районе 20% и выше. Таких сегодня крайне мало, тем более среди малого бизнеса", - пояснил эксперт.
"В отраслевой структуре малого бизнеса в РФ заметен перекос в сторону посреднических видов деятельности. Данные переписи малого и среднего бизнеса, проведенной Росстатом в 2020 году, показывают, что предпринимательство в сфере МСП сконцентрировано в ограниченном количестве отраслей", - считают аналитики Института.
Основными видами экономической деятельности для предприятий МСП с точки зрения объема выручки и численности работников в России являются оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, строительство, транспортировка и хранение, а также деятельность по операциям с недвижимым имуществом. В совокупности на указанные виды деятельности приходится более 80% от общего объема выручки предприятий МСП и около 70% от общей численности занятых в секторе, по данным официальной статистики.
Высокий процент занятых в торговых и посреднических операциях тоже объясним - эта сфера деятельности не требует большого стартового капитала, отметил Алиев. При этом он уточнил, что в последние годы у нас в стране поддержка малого предпринимательства носит системный характер, причем она нацелена на развитие высокотехнологичных бизнесов.
"Это создает основу для прихода в малый бизнес молодежи, нацеленной на реализацию своих идей. Поэтому достижение планки в 30-35% ВВП нашими малыми и средними предприятиями - вполне реалистичный прогноз в среднесрочной перспективе", - заключил эксперт.