«Ъ»: Генпрокуратура требует конфисковать предприятия ЧМЭК из-за незаконной приватизации 30 лет назад

Требование Генпрокуратуры о конфискации трех предприятий Челябинского электрометаллургического комбината основано на незаконной приватизации 30 лет назад. Подробности иска прокуратуры приводит газета «Коммерсантъ».

«Ъ»: Генпрокуратура требует конфисковать предприятия ЧМЭК из-за незаконной приватизации 30 лет назад
© BFM.RU

Ведомство добивается в арбитраже истребования в пользу государства сразу трех предприятий промгруппы ЧЭМК. Это сам Челябинский электрометаллургический комбинат, Серовский и Кузнецкий заводы ферросплавов. Оказалось, что в своем иске прокуратура указывает, что старая приватизация заводов была проведена незаконно, так как требовалось разрешение правительства. В последнее время, говорится в иске, руководство предприятий попало под контроль резидентов недружественных стран, и продукция заводов вывозится по заниженной стоимости в США и Европу.

Руководство Челябинского электрометаллургического комбината намерено доказать, что приватизация в 90-х проходила законно, и утверждает, что за границей имеет дело лишь с металлотрейдером. Акции предприятий принадлежат АО «Компания Эталон» Юрия и Людмилы Антиповых. О том, что известно о комбинате и его руководстве, рассказывает главный редактор «Business FM Челябинск» Андрей Фролов:

Андрей Фролов главный редактор «Business FM Челябинск» «Я могу говорить больше о Челябинском электрометаллургическом комбинате, который работает еще с 30-х годов, это один из старых и довольно грязных заводов с точки зрения экологии, там постоянно проводятся мероприятия, они строят новые печи, что-то еще делают, они не самые главные загрязнители, но их очень видно, когда они выбрасывают в воздух. Что касается владельцев предприятий, когда-то их было двое — Аристов и Антипов, и само предприятие даже больше связывали с Александром Аристовым, он был более значимой фигурой, потому что Антипов все время был в тени. А потом они разделили свой бизнес, Антипову досталась электрометаллургическая часть. В 90-е годы я был знаком с ними, они рассказывали, как восстанавливали эти предприятия, когда они им достались после приватизации. Доходило до того, что искали ферросплавщиков, которые там работали, заманивали обратно на завод, потому что тогда заправщик на АЗС получал в несколько раз больше, чем работник этого предприятия, и заманить людей обратно было очень тяжело. Потом они успешно работали, вполне себя хорошо чувствовали, тот же Аристов был депутатом разных уровней — и в Совете Федерации, и в Законодательном собрании региона. Антипов все время был в тени, он отвечал больше за финансы. Потом произошел раздел, несколько лет назад, с тех пор комбинат как работал, так и работает, но как гром среди ясного неба было то, что начинается судебный процесс и, возможно, у Антипова эти заводы отберут. ЧЭМК не работает напрямую с военно-промышленным комплексом, ставится во главу угла то, что они связаны с ВПК и нельзя, чтобы они подчинялись недружественным странам».

Челябинский холдинг указывает, что производит 90% всех ферросплавов в России. Ферросплавы используются при изготовлении высококачественной стали для военной техники, авиационных двигателей, ударопрочных стволов вооружений, бронебойных снарядов и другой подобной продукции. Именно этот факт и спровоцировал интерес прокуратуры к проверкам предприятия, считают юристы.

Можно уже говорить о тренде на деприватизацию заводов, имеющих отношение к ВПК, считает управляющий партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Сергей Варламов:

— Можно говорить, что наметился явный тренд того, что государство начинает бороться с иностранными владельцами российских активов. Понятно, какие негативные последствия для России в целом. Когда стратегически важные предприятия находятся в собственности у иностранцев, мы сталкиваемся с тем, что выводится прибыль за рубеж, старая проблема, с которой уже давно борется ФНС, когда российское предприятие, которое производит стратегическое сырье, принадлежит иностранцам, и в подобной ситуации иностранцы по заниженным ценам отгружают свою продукцию за рубеж, РФ недополучает налог на прибыль, а дальше уже перепродается все это по нормальным рыночным ценам, и вся прибыль остается за рубежом. К этой старой проблеме добавилась новая проблема, связанная с геополитической ситуацией, когда само направление экспорта и продажи стратегических материалов, стратегического сырья является важным. И государство не может позволить сохранять ситуацию, когда вопрос, кому продавать стратегическое сырье, находится в ведении иностранцев, то есть они могут принимать решения, кому продавать материалы, металлы, другую стратегическую продукцию.

— С этими предприятиями как развернется история?

— В этой ситуации победит РФ, потому что предприятия производят стратегически значимое сырье. Если говорить о правовых основаниях, сейчас многие обращают внимание на то, что 30 лет предприятия работали и только сейчас к этому вопросу вернулись, никаких нарушений раньше не было, но тут простая ситуация. Заявлять о нарушении каких-либо прав можно, когда вы об этом узнали, и если Генпрокуратура провела проверку в 2023 году и установила, что при приватизации были нарушения, то устанавливается срок, когда можно все это дело обжаловать.

Иск Генпрокуратуры направлен в Арбитражный суд Свердловской области, в нем ведомство говорит не только о противоправном завладении активами в 90-е годы, но и о выводе их за рубеж «с целью нанесения ущерба национальным интересам, обороне и безопасности страны».