Малый бизнес в Беларуси с помощью СДЭК: опыт франчайзи
Франшиза — лучший способ открыть бизнес с минимальными рисками и вложениями. Раньше я слышал подобные фразы от разнообразных бизнес-гуру‚ а теперь проверил это на своем опыте.
Привет всем, меня зовут Роман Плешаков. В 2015 году я открыл свою первую франшизу от СДЭК, и именно это стало первым шагом на пути к успеху. Сейчас я владею логистической компанией с офисами в Венгрии, Польше, Литве, Беларуси и России. В этой статье я хочу поделиться своим опытом работы в качестве партнера СДЭК и дать несколько советов начинающим франчайзи.
Логистический бизнес: от первых шагов до 13 офисов в 5 странах
Со стартом моего логистического бизнеса связана интересная история. Десять лет назад я вообще не задумывался об открытии франшизы. Тогда мне казалось это делом довольно мутным и непонятным. Я не хотел даже разбираться в принципах франшиз, потому что на первый взгляд казалось, что в таком формате будут зарабатывать все, кроме меня.
Мою точку зрения поменял мой сосед и приятель Владимир Журавлев, который на тот момент был одним из первых франчайзи СДЭК. Он объяснил мне, почему франшиза — это очень выгодно, если вести бизнес правильно. По его совету я открыл свой первый офис СДЭК в Москве на проспекте Андропова.
Почему СДЭК? Всё очень просто. Кроме СДЭК я серьёзно рассматривал открыть офис OZON или Wildberries. Но когда я глубже стал разбираться в существующих на рынке франшизах, мне не очень понравилась их политика сотрудничества. Плюс, они были не настолько сильно распространены, как сейчас. Да и, честно говоря, хотелось воспользоваться уже наработанным опытом моего приятеля, поэтому выбрал именно СДЭК.
Всё шло неплохо, бизнес развивался. Я получил не только поддержку компании при открытии офиса, но и доступ к знаниям, которые помогли мне совершенствовать дело. Через год я захотел расшириться. Подбил свою сестру пройти обучение СДЭК, и мы вместе открыли офис в Борисове, Минская область.
С этим офисом было сложнее. Из-за непростого старта, скромных объемов перевозок из Минска и некоторых допущенных при запуске ошибок предполагаемые сроки окупаемости увеличились почти вдвое. Поэтому я решил взять управление в свои руки.
Один из главных моих инсайтов за первые годы работы: только полное погружение в бизнес даст результат. Я максимально детально изучил всю информацию о продуктах СДЭК, исследовал рабочие процессы, включая управление посылками и взаиморасчеты.
За несколько месяцев я стал человеком, который знает о своем деле абсолютно всё. А чтобы исправить ошибки, мне пришлось буквально с нуля перестраивать принципы работы, контроля и обучения сотрудников.
В течение первого года работы я инвестировал всю прибыль в развитие и открытие новых офисов. Сначала мы открыли филиал в Минске и купили автомобиль для доставки грузов, затем появились в Витебске и Жодино.
С открытием каждого нового офиса было проще: мы с моей командой и партнерами уже знали, каких ошибок нужно избегать, на что обратить внимание и как сразу сделать правильно. Параллельно с этим мы разработали транспортную схему, которая позволила бы доставлять посылки из Европы в Беларусь. Сейчас у нас есть офисы в Польше, Венгрии, Литве — и каждый из них уникален по характеристикам. Чтобы наладить четкую работу каждого из них, потребовалось очень плотное сотрудничество с контролирующими органами и абсолютный учёт таможенного законодательства страны. Чтобы сделать всё правильно, мы плотно сотрудничали с отделом развития СДЭК, специалисты которого нам помогали соблюсти все требования, связанные с таможней и логистикой, а также правильно разработать продукт, соответствующий нашим целям.
За восемь лет был пройден путь от одного офиса франшизы до 13 офисов в пяти странах. Не буду говорить, что это было просто, но я ни разу не пожалел, что сделал бизнес в рамках франшизы СДЭК. Ведь он стал не просто бизнесом, который приносит деньги, а делом всей жизни.
Особенности работы франшизы: цифры и вызовы
Теперь пройдёмся по цифрам. Буду говорить все только из личного опыта, поэтому все проверено, причем неоднократно.
Стоимость открытия небольшого офиса СДЭК в Беларуси — от 3000 долларов. Сюда входит аренда помещения, необходимая мебель и оборудование, брендирование и зарплата сотрудников на первые два месяца.
И тут сразу стоит пояснить, что это минимально возможная точка входа для самого маленького типа офиса, где все складывается идеально. По факту же мелкие ошибки и дополнительные затраты при открытии чаще всего увеличивают сумму в 1,5 раза.
Плюс, в первые полгода работы из-за отсутствия опыта у меня часто возникала необходимость дополнительно вкладывать в закрытие срочных и незапланированных потребностей бизнеса. В среднем на непредвиденные расходы уходило до 300 долларов. Но с опытом я научился планировать подобные траты.
Главный вывод, который я сделал из опыта открытия всех 13 офисов: нужна финансовая подушка безопасности. Открывать офис на последние деньги — самая плохая идея, которую вы только можете придумать.
В идеале нужно иметь резерв денег на три месяца работы. То есть, если операционные расходы составляют 1000 долларов в месяц, то размер финансовой подушки должен быть хотя бы 3000 долларов.
Только через полгода офис начинает приносить стабильную прибыль, исключая дополнительные затраты.
Интересно, что сейчас условия открытия франшизы от СДЭК стали комфортнее, чем восемь лет назад. К примеру, для открытия отделения в небольшом городе с населением до 50 тыс. паушальный взнос нулевой, а роялти составляет 10% и взимается только начиная с 13 месяца.
То есть, у франчайзи есть целый год на развитие дела, и всё это время он не платит франчайзеру ни копейки. При этом, он получает доступ ко всем накопленным знаниям, помощи специалистов, базам поставщиков, юридическим услугам, системам обучения персонала, софту, техподдержке и даже экспертам по бизнес-развитию. Даже в максимальном пакете для городов с населением свыше 100 тыс. роялти взимается с седьмого месяца работы.
Много это или мало? Давайте посмотрим по окупаемости офисов.
Средний срок окупаемости отделения СДЭК в Беларуси — 5-7 месяцев. Дальше — работа только в плюс. Интересно, что это актуально для любых офисов, вне зависимости от размера и города. Если придерживаться советов насчет выбора локации и не допустить уж слишком серьезных ошибок, то все вполне прогнозируемо.
Что интересно, для европейских офисов срок окупаемости оказался короче — всего 3-4 месяца. Да, приходится тратить достаточно много времени на бюрократию, но после открытия они активнее привлекают клиентов и больше зарабатывают за счет отправки посылок в Беларусь и Россию.
Для достижения полной финансовой стабильности логистического офиса нужно 1,5-2 года. За это время точка нарабатывает достаточное количество контрактов и клиентов среди физических и юридических лиц.
На чём зарабатывает логистическое отделение?
Приём и выдача посылок. Сюда же входят дополнительные услуги вроде курьерской доставки, продажи упаковки и складской обработки. Многие считают, что именно это приносит основной доход, но нет.Пункт выдачи заказов. Это прямое сотрудничество с интернет-магазинами, которые добавляют отделение в дистрибьюторскую сеть бренда. При том вы не ограничены работой только с одним интернет-магазином. Чем больше — тем лучше. Прибыль от одного заказа может быть от 45% до 60%.Договоры с юрлицами. В основном это заказы на доставку или развозку. Как оказалось, это самый прибыльный и стабильный способ заработка для логистического офиса, особенно для Европы. К примеру, 90% заказов нашего офиса в Польше составляют именно юридические клиенты.
Важно понимать, что продвижением занимается сам владелец. Поэтому я очень рекомендую сразу же вложиться в рекламную кампанию в соцсетях, чтобы потенциальные клиенты уже знали о существовании офиса по конкретному адресу. Также помогают участие команды в тематических выставках и даже рекламные акции непосредственно в отделениях. В целом работают почти любые активности для привлечения внимания.
При открытии самого первого отделения в Беларуси у нас львиная доля прибыли уходила на оплату доставки. Поэтому мы практически сразу взяли небольшой малотоннажный фургон в лизинг. В сумме мы стали платить меньше и по завершении получили авто в собственность. Сейчас у нас уже восемь автомобилей, большинство из которых перевозят посылки из Европы в Беларусь.
Что касается ошибок, от них не застрахован никто. У нас была ситуация, что при открытии нового офиса локация была выбрана совсем не лучшим образом: отделение обходилось слишком дорого, а его месторасположение было неудобным для многих клиентов. Поэтому через полгода после запуска мы приняли решение о переезде на новое место. Очень важно вовремя осознать ошибку и исправить ее.
А в предотвращении ошибок хорошо помогает система обучения СДЭК. Я прошёл ее уже после открытия третьего офиса и могу сказать точно: с ее помощью начинающий бизнесмен без опыта в логистике способен избежать до 90% распространенных ошибок.
Из этого следует ещё один важный вывод: компания-владелец франшизы заинтересована в успехе франчайзи. Поэтому не стесняйтесь обращаться за помощью к экспертам техподдержки, юристам и менеджерам по развитию франчайзера. В абсолютном большинстве случаев вы получите квалифицированный ответ на свой вопрос или прямую помощь в решении проблемы.
Советы начинающим франчайзи
Я на собственном опыте знаю, как тяжело начинать бизнес в новой сфере. Поэтому подготовил несколько советов для начинающих франчайзи или предпринимателей, которые только собираются сделать первые шаги в этой сфере.
Изучите все необходимые материалы бизнеса до подписания договора. Обратите внимание на показатели паушального взноса и роялти, наличие полноценного обучения персонала и владельца, операционные стандарты работы и требования к обустройству офиса. Детально проработайте план запуска, подсчитайте операционные расходы и обеспечьте финансовую подушку бизнеса как минимум на 3 месяца работы.Детально фиксируйте все расходы и доходы. Грамотно настроенная бухгалтерия — половина успеха бизнеса. После найма бухгалтера мы сократили ненужные расходы в два раза, а чистый доход увеличился. Проводите оптимизацию расходов каждые несколько месяцев, ищите пути увеличить эффективность бизнеса и при этом уменьшить траты.Развивайте отдел продаж и стратегии привлечения клиентов. Для логистического бизнеса работа с юридическими лицами — это основная часть прибыли. Заняться этим я рекомендую сразу после достижения точки безубыточности — это даст отличный рывок доходности.Ищите клиентов ещё до открытия офиса. Очень важный инсайт, который обеспечит более быструю окупаемость и повысит стабильность бизнеса. Сам я понял это только при открытии третьего или четвертого офиса. Даже один контракт в самом начале пути поможет чувствовать себя комфортнее. Это очень важно в психологическом плане, особенно для неопытных предпринимателей.Прокачивайте профессионализм и работайте для клиента. В сфере логистики отношение к клиенту максимально важно. Хорошо выполнив один заказ, можно заключить контракт на несколько лет и стабильно получить пассивный доход. Это также касается многих других сфер.Уважайте своих сотрудников. Крайне важно, чтобы персонал был заинтересован в развитии компании, а владелец — в развитии сотрудников. Старайтесь даже трудные и конфликтные ситуации решать мягко. К примеру, за все восемь лет работы нам пришлось уволить всего одного сотрудника из-за несовместимости позиций — да и то в результате расстались вполне в хороших отношениях.Уделяйте своему делу максимум внимания. Франшиза хоть и облегчает первые шаги в бизнесе, но это всё же полноценная предпринимательская деятельность, которая требует высокого уровня вовлечённости. Её успех, особенно в первые полгода, полностью зависит от предпринимателя.
Вот, собственно, и всё. Напоследок я хочу сказать, что предприниматели-новички уделяют франшизам незаслуженно мало внимания. А на самом деле это вполне удобный и прибыльный формат ведения бизнеса, даже с минимальным предпринимательским опытом или вообще без него. Выбирайте ту, что подходит именно вам, пробуйте и зарабатывайте. Успехов!