Войти в почту

Участие в природоохранных проектах повышает имидж компаний на рынке

В современных реалиях чтобы быть успешным на рынке, бизнесу мало предложить миру качественный и недорогой продукт. Увы, если на один килограмм товара в небо будет выброшена тонна черного дыма, сбыт будет провален. С другой стороны, постоянная работа над снижением вредных выбросов, реализация экологических проектов и акций при ненавязчивом пиаре кроме "плюсика в карму" дает компаниям признание в обществе и повышает объемы продаж.

Участие в природоохранных проектах повышает имидж компаний на рынке
© Российская Газета

"Как показывают маркетинговые исследования, потребители конечной продукции гораздо больше доверяют брендам, если философия и публичное поведение компании совпадает с их внутренними установками и мировоззрением", - уверен директор по правовым и корпоративным вопросам ТПХ "Русклимат" Павел Симонов.

Не случайно в последнее время бизнес уделяет большое внимание своему месту в ESG-рейтингах. По мнению основателя Школы предпринимательского искусства, руководителя компании iPantri Александра Трубенкова, участие в рейтингах особенно необходимо для компаний, задача которых - привлечение капитала. Они помогают инвесторам быстро, не теряя времени, получить полную оценку предприятия и принять решение, входить ли с ним в партнерство. К тому же рейтинги могут минимизировать риски инвестора, покажут внутреннюю специфику компании, которая не отражена в финансовых отчетах и стратегии развития.

"ESG-рейтинг - это оценка деятельности компании на основе ее ESG-профиля. Критерии оценки включают экологические, социальные и управленческие факторы. Количество показателей по каждому направлению у рейтинговых агентств может варьироваться. Сегодня в России четыре-пять рейтинговых агентств проводят оценку ESG-рейтинга компании. У каждого критерия есть свой вес в финальной оценке", - сообщил "РГ" доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко.

Игнорировать ESG в современной компании невозможно, продолжает эксперт. Каждая фирма является открытой системой и взаимодействует с широким кругом заинтересованных сторон: клиентами, государством, сотрудниками, акционерами и др. Сегодня для победы в конкурентной борьбе и для повышения репутации компании важно заниматься корпоративной социальной ответственностью. И повышать лояльность сотрудников: люди стремятся выбирать для трудоустройства компании, которые развивают регион присутствия, проводят социальные программы для решения насущных проблем.

По словам ученого, также для клиентов важно, что компания создает безопасные продукты, в том числе соответствующие требованиям и рекомендациям ГОСТов, технических регламентов. И за это клиенты готовы переплачивать. Также бизнесу необходима лояльность государства, и корпоративная социальная ответственность является важным показателем курса на долгосрочное стратегическое планирование и участие в развитии региона и государства в целом. Она демонстрирует, что эта компания сегодня не нацелена на получение сиюминутной прибыли в ущерб социальной или экологической сфере.

"Участие компании в ESG-рейтингах является необходимым для современного бизнеса, - считает Петр Щербаченко. - В сегодняшней конкурентной среде, где инвесторы все больше обращают внимание на корпоративную социальную ответственность и устойчивое развитие компаний, игнорирование участия в таких рейтингах может привести к потере ранее завоеванных преимуществ. Кроме того, ESG-рейтинги способствуют повышению репутации, привлечению инвестиций. Они помогают компаниям выявить слабые места и риски и улучшить свои показатели, что в конечном итоге может привести к укреплению финансовой стабильности и росту бизнеса".

Сегодня во всех странах мира растет спрос на устойчивое развитие со стороны инвесторов

Сегодня во всех странах мира растет спрос на устойчивое развитие со стороны инвесторов, добавляет эксперт. На финансовом рынке они способствуют развитию более "зеленой" экономики, снижению рисков, связанных с изменением климата и социальными факторами. Инвесторы, внедряя принципы устойчивого финансирования, используют оценку объекта инвестиций по ESG-критериям для принятия решения о выделении средств. Таким образом, следование ESG-принципам способствует получению бизнесом определенных социальных дивидендов: решению экологических проблем регионов присутствия, укреплению бренда и деловой репутации компании, получению конкурентных преимуществ и др.

Тем не менее, как рассказал "РГ" председатель комиссии Гильдии российских адвокатов по защите и безопасности бизнеса Олег Матюнин, Банк России в 2023 году отметил, что по мере расширения практики присвоения ESG-рейтингов проявляются проблемы, влияющие на их информационную эффективность. К ним относятся неопределенность предмета оценки, непрозрачность методологии, несопоставимость ESG-рейтингов между собой и вопросы добросовестной рейтинговой практики. В частности, ЦБ РФ отмечает, что при оценке во внимание принимаются факты принятия решений, демонстрирующих "стремление к устойчивому развитию", а не сами результаты принятых решений или отсутствие плохих результатов. Поэтому в нынешнем виде рейтинги не вполне объективны, их предметная область и методика нуждаются в коррективах, подчеркнул юрист.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Михаил Калмацкий