«Ъ»: LG, Sony и Bosch закроют монобрендовые магазины в России

Южнокорейская LG, японская Sony и немецкая Bosch закрывают свои российские монобрендовые магазины. Причины — в отсутствии новых поставок и окончании распродаж оставшихся товаров, пишет газета «Коммерсантъ».

«Ъ»: LG, Sony и Bosch закроют монобрендовые магазины в России
© BFM.RU

Несмотря на то что заморозки поставок товаров в Россию начались почти сразу после начала спецоперации, свои магазины компании начали закрывать только два года спустя. Скорее всего, дело еще и в том, что компании заключали долгосрочные договоры аренды торговых площадей и разрывать их было очень невыгодно, так как это могло привести к крупным штрафам, считает гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:

— Они действительно не нашли возможности, каким образом продолжать работать. То есть в ряде случаев нужно было платить штрафы за досрочное расторжение договоров аренды, потому что у многих компаний они заключались в тот период, когда арендодатели достаточно жестко формулировали свои условия и не особо хорошо шли на переговоры, особенно по наиболее перспективным локациям с хорошим трафиком. Компании не хотели просто-напросто взять и выбросить крупную сумму денег в связи с расторжением таких договоров. С другой стороны, я думаю, что были и определенные складские остатки, которые компании хотели распродать, плюс еще не было четкого понимания, что же в итоге делать с этим бизнесом. А сейчас я думаю, что компании пришли к пониманию, что, поскольку они не смогли наладить эффективные поставки каналами параллельного импорта, например, в нужных объемах и не могут переквалифицироваться на продукцию других брендов в связи со своей направленностью на собственные бренды, приняты решения о том, что они все-таки будут постепенно уходить.

— И кто им на замену придет? Займут ли их нишу Китай и Турция?

— Я думаю, что прежде всего им на замену придут китайские производители, и с китайскими производителями конкурировать будет крайне-крайне сложно кому-то еще, и тем более этим европейским и японским компаниям, которые будут сейчас прекращать свои продажи на российском рынке. Дело в том, что у Китая за последние пять-семь лет произошли определенные трансформационные процессы в том, что касается производства, то есть они научились производить продукцию технологичную, продвинутую, сложную в больших объемах при стабильно высоком качестве и при сравнительно низкой себестоимости. И в целом китайские компании работают с существенно более низкой маржинальностью, чем это умеют делать, например, европейские компании.

В LG Electronics заявили о приостановке поставок в Россию в марте 2022 года, там обещали следить за развитием ситуации. Работу завода в подмосковной Рузе корейцы остановили. Японцы из Sony приостановили не только поставки программного и аппаратного обеспечения, но и продажи популярных игровых приставок PlayStation. Немецкая Bosch приостановила производство сразу на семи российских предприятиях, обосновала свое решение она тем, что продукция компании могла быть использована в негражданских целях, писало агентство Bloomberg.

В итоге завод в Энгельсе купил холдинг S8 Capital, а ООО «Роберт Бош Самара» ушло новым владельцам из ФГУП «НАМИ». В прошлом декабре на финальной стадии были переговоры о продаже заводов Bosch в поселке Стрельна в Санкт-Петербурге турецкому инвестфонду Can Holding. Места ушедших компаний займут поставщики из Китая и Турции, считает промышленный эксперт, доктор экономических наук Леонид Хазанов:

— И Bosch, и Sony, и LG, и другие игроки хотели остаться в России, потому что они понимали, насколько перспективный рынок, что он будет расти и в дальнейшем. Им очень не хотелось отсюда уходить, но, видимо, под давлением своих правительств они все-таки это сделали. Они тянули до последнего, распродавали складские остатки, продолжали формально оставаться собственниками имущества или арендаторами, то есть оттягивали как только могли. Но, видимо, сейчас ситуация в их государствах такова, что им приходится уходить из России. Уходят они с большим сожалением, прекрасно понимая, что через два-три года вернуться-то можно, но не факт, что получится занять те же позиции, что были до этого. Вопрос возникает: а кто же на их место придет? На их место придут, во-первых, российские производители, потому что зачастую, когда уходят иностранные игроки, они свои предприятия продают отечественным инвесторам. Во-вторых, место ушедших могут занять компании из Китая и Турции, теоретически из Индии, но в основном это будут турецкие и китайские игроки, потому что они настроены на экспансию на российский рынок, мы это видим.

— А у LG, Bosch и Sony останутся зацепки, смогут они вернуться или уже все?

— Поставки, вполне вероятно, идут в рамках параллельного импорта. Как они идут, так они и будут, скорее всего, идти. Если они захотят вернуться и получить назад свои предприятия, это будет определяться условиями продажи этих предприятий. Если там прописаны опционы на обратный выкуп, то вопросов для возвращения нет, но занять ту нишу, которая раньше была, вряд ли это получится, потому что свято место пусто не бывает.

Ранее в Совете торговых центров заявили, что за два года после массового ухода западных популярных ретейлеров из России доля отечественных фэшн-компаний в торговых центрах в среднем выросла на 20 процентных пунктов. Абсолютные цифры там не назвали.