Войти в почту

Российский мебельный рынок: хорошо и с IKEA, и без IKEA

Обновлено в 22:44

Российский мебельный рынок: хорошо и с IKEA, и без IKEA
© BFM.RU

Российские компании завозят товары IKEA параллельным импортом. Об этом сообщает РБК со ссылкой на данные портала «Декларации-соответствия.рус». Там публикуется информация о декларациях соответствия товара, который завозят в страну. Издание уточняет, что по таким документам завозили в том числе мебель, технику и текстильную продукцию. Суммарно это больше 12 млн товаров. В то же время «Ведомости» сообщают, что производство мебели в России за прошлый год выросло почти на 40%. И на 42% сократился объем ее импорта. По данным издания, отрасль развивается благодаря активному импортозамещению. С этим согласен аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов:

Владимир Чернов аналитик Freedom Finance Global «Я считаю, что чувствует себя вполне неплохо, потому что активно развивался процесс импортозамещения. Еще раньше, еще во время пандемии ковида, в 2021 году, производство мебели в России уже выросло на 31%. В 2023-м опять начали увеличивать. При производстве мебели нет каких-то высоких технологий или сырья, которого нет в России. Этот процесс был форсирован достаточно просто. При этом государственная поддержка чувствовалась. То есть в первую очередь это льготное кредитование, льготное подключение производств к электросетям, например. Если до ухода IKEA занимала примерно 20% всего российского рынка мебели, то после ее ухода, по итогу 2023 года, уже на 85% российские компании заняли ее долю. Есть официальные данные о том, что доля импортной мебели на российском рынке по итогам прошлого года сократилась до 25%, хотя еще на начало 2022 года она составляла порядка 42%».

А вот производители мебели отмечают, что уход IKEA на их работу практически не повлиял. Более существенно сказался рост числа новостроек, отмечает директор фабрики «Союз-мебель» Станислав Воробьев:

— Рынок в принципе полностью поменялся, потому что мебельный рынок идет вслед за рынком недвижимости, потому что все квадратные метры, абсолютно любые, так или иначе заполняются мебелью. И так как был бум, прямо пик стройки и сдачи квадратных метров, поэтому у нас до сих пор пока еще все абсолютно загружено, но мы никак не связываем это с IKEA, то есть это не причинно-следственная связь. Может быть, где-то как-то перераспределилось в ретейле, в рознице — это да, а для производителей ничего не поменялось особо сильно. Есть что производить, есть на чем производить, производить некем — это проблема № 1.

— А как дела с закупками оборудования, поставками сырья?

— Мы же российский производитель, мы можем привезти что угодно откуда угодно. Сложнее и дороже, но у нас есть все.

— А что по цене конечного продукта?

— По разным товарным группам выросли примерно на 40-60%, вот так. По некоторым группам они выросли, потом откатились обратно, по некоторым группам они выросли больше чем на 100%. Чем мотивировалось повышение? Это и себестоимость по всем абсолютно показателям, и спрос, и оплату труда мы повышали и продолжаем повышать, потому что мы конкурируем и с оборонкой, и с СВО, и приходится это делать. И само сырье очень сильно выросло в цене.

Сооснователь, председатель совета директоров мебельной компании Mr. Doors Максим Валецкий считает, что уход IKEA способствовал разнообразию и росту рынка:

Максим Валецкий сооснователь, председатель совета директоров мебельной компании Mr. Doors «С 2019 года был стабильный и бурный рост, который очень сильно встряхнулся в 2022 году, когда ушли зарубежные компании. В случае нижней части рынка это была IKEA, в случае нашей части рынка это были итальянцы и немцы, вот это серьезно нам дало ветер в паруса. Эффект был не в том, что они ушли, а в том, что на нас обратили внимание. Я сначала недооценивал уход IKEA. Поскольку если брать мебель, то IKEA на самом деле занимала 5% рынка, но я недооценил эффект ее ухода. Не сам уход физический, а уход от некоего стандарта мышления, что надо делать все, как делает IKEA, он очень сильно способствовал разнообразию и росту рынка. Оказался очень позитивный эффект. Очень способствовал развитию мелкого мебельного бизнеса. Я знаю, что на обломках IKEA масса компаний пытаются построить какой-то бизнес, получается у одного «Яндекса», и они молодцы. «Яндекс.Маркет» начинает делать под своим брендом мебель, он там кое-чего скопировал. И бенефициар будет один «Яндекс.Маркет», но остальные все, по-моему, то, что я вижу, — это имитация бурной деятельности. 13 млн товаров — это не так уж много, забег тараканов вокруг стакана».

Основатель и владелец интернет-магазина Divan.ru Антон Макаров считает, что рынок уже взял все от рывка предыдущих двух лет и теперь на первый план выступают инфляционное давление и ключевая ставка:

Антон Макаров основатель и владелец интернет-магазина Divan.ru «Последние три года был на рынке рост, его стимулировали разные истории, начиная с пандемии, помните, оказались взаперти дома и решили обустраивать уют. Потом начало СВО простимулировало такую курсовую дестабилизацию, и многие потребители пошли и проинвестировали в товары длительного спроса — мебель, бытовая техника и так далее. Кто-то в недвижимость и квартиры, которые в последующем также обставлялись мебелью и прочими вещами. Но вот после двух — двух с половиной лет спроса сейчас рынок, по мнению многих игроков, выдыхает. Поэтому уход IKEA имел значение, но он был одним из факторов. Сейчас весь потребительский сектор, я думаю, остужается ключевой ставкой в первую очередь. Инфляция есть, и плюс еще ставка, депозиты и прочее, они тоже имеют значение для розничного покупателя».

В то же время товары с пометкой «от IKEA» можно купить на маркетплейсах. Не всегда продавец помечает, оригинальный это продукт или произведенный в России по стандартам шведской компании. Мы направили запросы в Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет». В Wildberries от комментария отказались. В Ozon заявили, что сам маркетплейс не реализует товары IKEA. При этом на площадке продают и фабрики, которые раньше производили товары для IKEA, и поставщики, которые их импортируют.

«Яндекс Маркет» ранее выкупил запасы товаров компании в России. В пресс-службе маркетплейса Business FM рассказали, что всю эту продукцию уже распродали. Тем не менее, как убедилась радиостанция, на «Яндекс Маркете» все еще представлены товары из вкладки IKEA. Это, например, тумбы, кофейные столики и стулья.