В Свердловской области самые грязные реки и водоёмы России

Свердловская область возглавила антирейтинг по загрязнению рек и водоёмов. Экстремальных загрязнений водоёмов на территории России в 2023 году стало в 1,5 раза больше, как подсчитали аналитики аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Они основывались на данных Росгидромета. На долю Свердловской области приходится около трети, то есть 29,2% всех высоких и экстремально высоких загрязнений. В чёрный список попали и Челябинская область вместе с ЯНАО, однако Средний Урал обогнал всех с огромным отрывом.

Как признают эксперты, на росте негативных показателей в последние годы могла оказать влияние работа надзорных органов. Похоже, что улучшился анализ и ужесточился контроль. Тем не менее, факт остаётся фактом – постоянным лидером антирейтинга по-прежнему является Свердловская область. Как отмечают аналитики, именно данный уральский регион более всего страдает от негативных экологических инцидентов, поскольку является местом нахождения огромного числа пром. предприятий. Самыми главными виновниками экологической катастрофы, по традиции, являются целлюлозно-бумажные комбинаты, металлургические и горнодобывающие предприятия.

В прошлом году на свердловских водоёмах зафиксировали двести два экстремальных (на реках Чёрная, Тальтия, Ольховка и ещё двадцати девяти иных), шесть сот четыре высоких загрязнения (речь идёт о бассейнах Камы, Тобола, малых рек) и ещё двадцать девять иных. В них попали самые вредные вещества для окружающей среды (1 и 2 классы опасности): соединения молибдена, свинца, кадмия и мышьяка. Воды притоков Тобола ими щедро «снабжены» благодаря промышленникам.

Наибольшая волна чрезвычайных происшествий, как правило, приходит с весенним половодьем: в крупные и малые реки пополняют талые воды с неотфильтрованной химией. В марте 2023 года экстремально высоким оказалось загрязнение реки Туры (от Тюмени до свердловского Туринска и деревни Тимофеево). Грядущий паводок также может послужить спусковым механизмом для экологических бедствий.

Эксперты настроены весьма пессимистично. Руководитель центра природопользования и геоэкологии Института экономики УрО РАН Александр Семячков считает, что антропогенный пресс на природу будет лишь возрастать, поскольку с ростом объёмов производства неизбежно возрастают и сбросы в водоёмы.

В эффективное и быстрое оздоровления города Нижний Тагил мало кто верил. Тем не менее, благодаря соглашениям с бизнесом, ситуация здесь улучшается.

Учёный полагает, что нужно организовать качественную очистку стоков, но это дорого и сложно. В случае, если концентрация меди в них равна 0,1 миллиграмма на литр, а нужна очистка до 0,01, но необходимо потратить в 1000 раз больше денег. И это не моментальный процесс. Как итог, люди уже 30 лет сбрасывают в реки промышленные стоки, поэтому донные отложения ряда уральских водных артерий загрязнены отходами производств. Источниками загрязнения рек являются и старые рудники (Дегтярка, Левиха).

Семячков выразил мнение – давно назрело кардинальное изменение экологической повестки страны и законов. Для очистки стоков многие страны эффективно используют водно-болотные угодья. С учётом того, что в Сибири и на Урале множество болот, и здесь применим такой метод. Законодательство не позволяет сбрасывать в них неочищенную воду. Болота высыхают.

Зимой не справляются даже новые очистные сооружения наиболее продвинутых предприятий. Альтернатива нужна. Нынешними темпами невозможно восстановить чистоту рек.

Соответствующий метод очистки имеет множество противников. Учёные на практике используют его на базе Черновского болота около Красноуральска, где расположен Волковский рудник. Эксперты изучили по заказу УГМК ёмкость болота, сброс воды с предприятия и получили патент на оценку ресурса болота.

Эксперт добавляет, что, как было установлено, для сброса марганца маленького болотца хватит на 1000 лет, поскольку торф является прекрасным абсорбентом. Потомки будут на долгие годы обеспечены залежами марганца. Но метод нельзя применять без специальных исследований. На Шемуре кислые воды. Если сбрасывать их без нейтрализации, то можно загубить природу. Так и случилось.

К предложениям учёных законодатели подходят скептически.

Против идеи высказался председатель комитета по экологии, природопользованию и охране окружающей среды ЗакСо Свердловской области Сергей Никонов. Болота – это источники многих рек. Необходимо идти по иному пути. Во время создания новых предприятий применяются высокие стандарты эко-безопасности. Реальностью уже стал замкнутый водный цикл на производстве.

Он считает, что окружающей среде поможет лишь глубокая модернизация очистных сооружений промышленных стоков. Соответствующую работу не так давно завершил Качканарский ГОК. Таких предприятий не мало. Вторым шагом является уменьшение экологического ущерба от старых источников, например, хвостохранилищ. Именно на это нацелены региональные и федеральные программы.

Среднему Уралу не легко, поскольку именно здесь, по традиции, находятся многие промышленные предприятия. Тем не менее, существует пример белой металлургии, отражающей запрос общества и задающей высочайший стандарт. Ситуация будет изменяться к лучшему каждый год. Ярким примером является Тагил, в быстрое эко-оздоровление которого мало кто верил. Но ситуация там становится благоприятнее в результате реализации ряда соглашений властей и крупных предприятий. Местные жители подтвердят, что воздух в промышленном городе стал чище.

Кроме крупных производств, водным экосистемам огромный ущерб наносят предприятия ЖКХ, которые отвечают за очистку и сброс сточных вод.

Президент FinExpertiza Елена Трубникова полагает, что, с точки зрения эко-безопасности поверхностных вод, в зоне риска находятся не только индустриальные центры, но и густонаселённые территории, где есть устаревшие системы фильтрации сточных вод.

Нужна комплексная работа по всем фронтам.

Руководитель Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Роман Тужиков отмечает, что на территории Среднего Урала работают 229 юр. лиц, являющиеся водопользователями и объектами федерального надзора. В прошлом году свердловский Росприродназдор провёл 21 плановую выездную проверку в отношении соответствующих предприятий, выявлен пятьдесят один факт сброса с превышениями ПДК. К админ. ответственности привлекли должностных и юридических лиц на общую сумму 6 млн рублей. Размер вреда, который нанесён водным объектам, оценивается в 59 млн рублей.

Ранее ИА «Уральский меридиан» писало о том, что Свердловская область стала антилидером по загрязнению рек. Второе место с большим отрывом заняла в списке Смоленская область – 8,1% от общего количества.