Чем Калининград похож на Камчатку: почему федеральные сети долго не приходили в эксклав

Почему в Калининградской области долго не было федеральных супермаркетов Калининград после развала Советского Союза оказался сухопутно отрезан от остальной России. Это усложнило логистику и транспортные потоки – в том числе для торговли, объясняет в беседе с «ФедералПресс» экономист, доцент СПбГЭУ Александр Родионов. «Из-за этого многие федеральные сети, которые долгое время также постепенно развивались, не находили существенных поводов заходить в регион – товары доставлять было существенно сложнее, чем в соседние по Северо-Западу субъекты страны. Тем более там быстро появилась своя группа игроков на рынке», – говорит Родионов. В Калининградской области долгое время был развит местный рынок ритейла и инвестирования в этом сегменте экономики, добавляет президент НИУ ВШЭ в Петербурге Александр Ходачек. «Там активно развивался рынок поставщиков, которые работали с Литвой и Польшей – а продукция этих стран из-за логистических особенностей региона была дешевле», – отмечает Ходачек в разговоре с «ФедералПресс». При этом в Калининградской области развита агропромышленность с сетью закрытых учреждений в этой отрасли. Они, подчеркивает Ходачек, также поставляют продукцию местному ритейлу. «Фермеры никогда не стремились к тому, чтобы в регион пришли федеральные сети, так как с ними сложнее выстраивать работу и договариваться. В этом Калининград, например, похож на Камчатку, где тоже почти нет всероссийских сетей», – говорит Ходачек. Калининградская область сегодня напоминает что-то среднее между Сахалином и Тенерифе, замечал соучредитель «Spar Калининград» Олег Пономарев. По его словам, это «удаленная российская территория с большим количеством сельского хозяйства и развитым туризмом. И такой будет оставаться в долгосрочной перспективе». Как федеральные сети стали приходить в Калининградскую область Рассуждая о приходе федеральных сетей на рынок ритейла в Калининградской области, Александр Родионов подчеркивает: крупные всероссийские компании всегда сложно реагируют на особенности местного рынка. В этом плане преимущество у небольших игроков, ведь они намного лучше знают ситуацию на местах, замечает экономист. «Местная компания адаптирована, она на этой земле выросла, вросла туда с корнями. Ей привычна местная инфраструктура, таможня, недостатки и прочее. В этом их сила. И поэтому крупным игрокам всегда проще купить региональных игроков, чем начинать работу с нуля», – говорит Родионов. Один из крупнейших российских ретейлеров X5 Group выкупает компанию «Виктория Балтия». Гигант возьмет под управление магазины «Виктория» и «Дешево» в Калининградской области, Москве и Подмосковье, а также два распределительных центра и гипермаркет «Кэш». «Калининградская область – важный и перспективный для развития X5 Group регион, который при этом обладает своей спецификой. Одна из отличительных черт – ограниченное количество локаций для открытия магазинов. Приобретение магазинов «Виктория» и «Дешево» позволит нам укрепить свои позиции в Калининградской области, а также улучшить логистическое обеспечение наших магазинов в регионе», – заявил главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман. Сделка включает в себя 118 магазинов общей торговой площадью 92 тысячи квадратных метров, включая арендованные объекты. Помимо этого, в собственность к X5 переходят два распределительных центра в Калининградской области. Их общая площадь 14,2 тыс. кв. м. При этом действующий менеджмент «Виктория Балтия» продолжит управление компанией. «X5 не будут расставаться с налаженными поставщиками и найдут с ними точки соприкосновения. Возможно, привлекут местных производителей к созданию продукции для линеек ритейлера», – комментирует Александр Родионов. Захватят ли федеральные сети калининградский ритейл Совладелец «Спар-Калининград» Олег Пономарев рассказывал, что раньше местный ритейл боялся других конкурентов – иностранных. «‎Раньше мы опасались Lidl и Biedronka, потому что против них никто бы ничего не смог противопоставить. Там совершенно другой уровень развития технологий, совершенно другие возможности», ‎— говорил Пономарев. Если в нынешних экономических условиях особенности калининградской логистики будут приемлемыми для федеральных сетей, то они начнут приходить туда еще активнее, прогнозирует Александр Ходачек. «Но, возможно, этот процесс замедлится, пока действуют санкции и основные поставки в эксклав идут морем и немного железной дорогой. Однако, думаю, что местному ритейлу бояться стоит, потому что крупные сети могут позволить себе более низкую наценку. И тогда покупатель пойдет к ним», – подчеркивает Ходачек. Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина

Чем Калининград похож на Камчатку: почему федеральные сети долго не приходили в эксклав
© РИА "ФедералПресс"