Драйверы экономики: эксперты отмечают прогресс в импортозамещении строительной химии

Строительная отрасль — одна из ключевых и является драйвером в развитии экономики страны в целом. В 2023 году в России ввели рекордные 110 млн квадратных метров жилья.

Драйверы экономики: эксперты отмечают прогресс в импортозамещении строительной химии
© BFM.RU

«Мы уже который год ставим рекорды как в части дорожного строительства, так и в части жилищного строительства, несмотря на все те санкционные и экономические ограничения, которые существуют. Тот темп, который мы набрали, его, конечно, необходимо будет удерживать, и в том числе в этом году задача — ввести не менее, чем объем, введенный в прошлом году», — заявил первый заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Александр Ломакин на «Российской строительной неделе».

Поставленная перед отраслью амбициозная задача возвращает к теме технологического суверенитета. Так, в импортозамещении строительных материалов отмечается позитивная динамика. Ранее Минстрой РФ приводил данные о том, что из 3,8 тысячи единиц стройматериалов, внесенных в Российский каталог импортозамещения, для 3,6 тысячи уже включены аналоги зарубежных стройматериалов.

Прогресс отмечается и в импортозамещении полимерного сырья для строительных материалов. И если до июля 2022 года существенная часть полимеров и строительной химии импортировалась из США и стран ЕС, то сейчас ситуация изменилась — в последние два года установился устойчивый тренд на сокращение доли импорта.

По информации Российской ассоциации полимерных энергоэффективных технологий (РАПЭТ), на рынке теплоизоляции в России примерно 70% приходится на минеральную изоляцию. Остальные 30% теплоизоляции — это полимерная изоляция. Большую долю здесь занимает пенополистирол: экструдированный пенополистирол (XPS) или вспененный (EPS). Если говорить о сырье для EPS и XPS, то отечественное полимерное производство даже при имеющихся объемах выпуска способно покрыть потребности рынка РФ в полистироле. Плюс у компаний имеется запас мощностей.

Согласно исследованию Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии, производство утеплителей на базе пенополистирола на 100% может быть обеспечено отечественным сырьем. При этом в производстве минваты есть зависимость от импортного литейного кокса, а PIR на 100% зависит от внешних поставок изоционатов (MDI).

В РАПЭТ отмечают, что мощности по выпуску полимерной изоляции растут с каждым годом. Например, компания «Технониколь» в прошлом году запустила один завод по производству XPS в Усолье-Сибирском и строит еще два — в Казахстане и Узбекистане, — которые потенциально будут работать на российском сырье.

В России нет проблем с базовыми марками полимеров — полиэтиленом и полипропиленом. В строительстве эти пластики применяются при производстве трубопроводных систем, инженерных систем водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, теплоснабжения, домостроении.

«Все классические крупнотоннажные марки полимеров в России производятся в достаточном объеме, причем внутреннее производство полимеров растет», — подтверждает генеральный директор Ассоциации производителей трубопроводных систем Владислав Ткаченко.

Это, со своей стороны, обеспечивает благоприятные условия и для роста рынка полимерных трубопроводных систем — с 2019 года рынок увеличился на 74%.

«Это логично, ведь расширяется сфера применения полимерных труб. Сегодня полимерные трубопроводные системы используются во множестве сфер: от нефтегаза, ЖКХ, промышленности и до мелиорации в сельском хозяйстве. Это стимулирует производителей расширять выпуск или создавать новые производства. В результате сегодня в России достаточно конкурентный рынок: полимерные изделия для трубопроводных систем выпускают около 400 заводов в стране», — рассуждает Владислав Ткаченко.

Практически полностью российский рынок обеспечен поливинилхлоридом (ПВХ), который преимущественно используется в производстве пластиковых окон и дверей.

«Однако есть нехватка мощностей для выпуска эмульсионного ПВХ, из которого производят обои, клеи, линолеум. Только продукция завода «Русвинил» по характеристикам подходит под эти цели», — говорит аналитик RUPEC Дмитрий Семягин.

Как отмечают эксперты рынка, основной импорт полимерной продукции для строительства касается специализированных материалов на основе базовых полимеров. К ним относятся сшитый полиэтилен (PEX) марки ПЭ100 IM, ПЭ100 RC, ПЭ100 LS, ПЭ100 RT (по последним трем маркам ведется работа по замещению). В абсолютном выражении объемы их годового потребления незначительные — от тысячи до 26 тысяч тонн. Тем не менее, потребность в них есть.

«Пока сохраняется зависимость от импорта в области катализаторов для производства полимеров», — отмечает Владислав Ткаченко.

По его словам, России понадобится от трех до семи лет для того, чтобы завершить разработку собственных технологий производства катализаторов для процессов полимеризации и начать их выпуск.

В 2024 году Минпромторг пересмотрел перечень химической продукции, необходимой для импортозамещения. Список состоит из более чем 700 наименований. Есть там и материалы, необходимые для стройки. При этом часть продукции удалось импортозаместить в 2023 году, по части продукции имеются наработки сейчас.

Например, в 2023 году компании «Сибур» удалось заместить черную, желтую и синюю марки трубного полиэтилена ПЭ100 RC. RC-марки — цветные марки полиэтилена — для производства водопроводных и газовых труб уже выпускаются на «Запсибнефтехиме». Основная особенность труб из RC-марок — яркий цвет, который позволяет легко понять целевое назначение трубопровода при укладке или проведении ремонтных работ. Кроме того, благодаря цветному слою проще обнаружить повреждения поверхности труб при монтаже. В целом применение этих марок полиэтилена позволяет трубопроводам служить до 100 лет.

По словам Дмитрия Семягина, заявленные мощности «Запсибнефтехима» потенциально могут удовлетворить потребности переработчиков даже с учетом роста в течение 10 лет. Теоретически та же компания «Сибур» может импортозаместить и другие специфические марки ПЭ100. Также в России на стадии лабораторных исследований есть технология производства PEX.

Есть ощутимый прогресс в импортозамещении алкидных и полиэфирных смол. Они применяются для изготовления клеев, лакокрасочных материалов, сантехники, покрытий. В сентябре 2022 года компания «Дугалак» (лидер рынка) на своей промплощадке в Ярославле открыла новое производство полиэфирных смол мощностью 30 тысяч тонн в год. Вложения в проект составили порядка 1,5 млрд рублей. 70% оборудования на новом производстве — отечественное. В конце 2022 года группа компаний «Аттика» открыла свое второе производство полиэфирных смол. Оно расположено в Нефтекамске, мощность производства составляет семь тысяч тонн в год.

Важно, что в России выпускают и свое сырье для производства полиэфирных смол — малеиновый ангидрид. Потребность в нем по итогам 2023 года на 80% была покрыта отечественным производством в Тобольске.

В России активно развивается собственное производство пластификаторов — в том числе бесфталатных, то есть экологически чистых пластификаторов, таких как ДОТФ (диоктилтерефталат). Так, «Сибур» открыл первое в России производство ДОТФ в 2019 году в объеме порядка 100 тысяч тонн в год. Холдингом реализуются программы поддержки переработчиков, направленные на замещение импорта готовой продукции: кабельного и прочих пластикатов, ПВХ пленки для натяжных потолков и наращивания экспорта продуктов следующих переделов (кабельно-проводниковой продукции, виниловых напольных покрытий).

С 2019 года годовое потребление ДОТФ в России выросло с одной-двух тысяч тонн до 106 тысяч тонн, а импорт сократился с 60 тысяч тонн до 40 тысяч тонн. Общее потребление пластификаторов достигло 180 тысяч тонн. Во всем мире потребление бесфталатных пластификаторов растет — это один из главных рыночных трендов, и на этом пути РФ уже опережает США и страны ЕС, где этот тренд зародился.

Продолжается работа над замещением полибутилентерефталата (ПБТ) на поликарбонат (ПК) в оптических модулях волоконно-оптических кабелей. Ведется разработка новой марки для прокладки волоконно-оптического кабеля в грунт.

Это все частные инициативы, но часть продукции предполагается заместить при активной господдержке. В 2023 году в России стартовал мегапроект по химии. Ключевым для него должен стать Федеральный центр химии в Усолье-Сибирском. Его оператором выступает недавно созданная крупная химическая корпорация «Росхим». В ходе разработки концепции центра провели анализ 341 продукта. В итоге анализа и обсуждения в Усолье-Сибирском было предложено запустить 51 производство, на которых планируется производить более тысячи номенклатурных позиций. В частности, там же намечено производство эпоксидных смол.

Эксперты сходятся во мнении, что российский рынок нефтехимической продукции для строительной отрасли конкурентен и полностью обеспечен базовыми марками полимеров. Потенциал для дальнейшей работы по импортозамещению есть, и он может быть эффективно реализован при соответствующей поддержке со стороны государства.