В Госдуму внесен законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов

Сенатор РФ Андрей Кутепов и председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев («Единая Россия») внесли в нижнюю палату парламента законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов. Документ опубликован в электронной базе Госдумы.

«Торговля через агрегаторы информации на товары, то есть онлайн-платформы, на которых размещается информация о товарах и совершаются сделки по их продаже, получила стремительное развитие в последние годы и доказала свою востребованность как среди потребителей, так и среди предпринимателей, которые реализуют товары через такие платформы. Такие онлайн-платформы становятся значимым каналом продаж как непродовольственных, так и продовольственных товаров, в том числе и социально значимых товаров первой необходимости. <...> Вместе с тем, такая востребованность осуществления торговли через агрегаторов информации на товары предопределила их значительное влияние на гражданский оборот, на экономическое и правовое положение представителей малого и среднего предпринимательства, использующих платформы маркетплейсов для реализации товаров, а также на интересы граждан-потребителей», – говорится в пояснительной записке к документу.

Подчеркивается, что недобросовестное поведение владельцев маркетплейсов может создавать негативные последствия для деятельности продавцов и пунктов выдачи заказов, ставить их в невыгодное положение, вынуждать работать на условиях, которые противоречат их коммерческим интересам, а также создавать дополнительные возможности для монополизации рынка путем использования недобросовестных практик.

«В настоящее время отсутствует унифицированное правовое регулирование деятельности агрегаторов информации на товары, которое содержало бы комплекс норм, устанавливающих права и обязанности владельцев маркетплейсов, продавцов, использующих платформы маркетплейсов, владельцев пунктов выдачи заказов и иных участников соответствующих отношений, особенности организации торговли через агрегаторов информации на товары и требования к агрегаторам информации на товары как к участникам соответствующих отношений», – поясняют авторы законодательной инициативы.

Отмечается, что в результате пробелы законодательства и отсутствие нормативного регулирования осуществления торговли через агрегаторов информации на товары порождает у крупных маркетплейсов неограниченную возможность одностороннего изменения условий работы, в том числе в худшую для продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов сторону, наложения строгих санкций за любые нарушения. Это приводит к неопределенности правил и процедур разрешения споров между владельцами маркетплейсов и продавцами.

«Настоящий законопроект восполняет пробел в регулировании организационных основ деятельности агрегаторов информации на товары, вводит гарантии защиты прав и законных интересов участников оборота и предусматривает меры, обеспечивающие прозрачность и подконтрольность указанной деятельности, формирование здоровой конкурентной среды на рынке агрегаторов информации на товары», – указано в пояснительной записке.

Так, авторы законопроекта предлагают уточнить понятия «агрегатор информации на товары» и «владелец агрегатора информации на товары», что обеспечивает преемственность и комплексность правового регулирования отношений, связанных с деятельностью агрегаторов информации о товарах.

Законопроектом также предусматривается установить иные требования к договорам между владельцем агрегатора о товарах с продавцом и с владельцем пункта выдачи заказов. Одним из обязательных требований к договорам является явное и понятное изложение условий сотрудничества. Кроме того, документ подразумевает обязательное размещение текста договора в действующей и предыдущих редакциях на сайте владельца агрегатора информации о товарах в интернете.

«Иные предусмотренные законопроектом требования к порядку осуществления деятельности владельца агрегатора информации о товарах разделены на две группы в зависимости от экономического положения агрегатора информации о товарах», – добавили парламентарии.

Так, первая группа включает в себя универсальные требования, единые для всех агрегаторов информации о товарах: требования о размещении форм договоров, заключаемых владельцем маркетплейса с продавцами или владельцами пункта выдачи заказов, на сайте маркетплейса; об идентификации продавцов и владельцев пункта выдачи заказов и доведении соответствующих сведений до покупателей товаров, обеспечении соразмерности санкций выявленным нарушениям, обеспечения соблюдения установленных законодательством требований к обороту товара и другие.

Во вторую группу включены специальные требования, распространяемые на участников рынка, посредством которых совершается более 20% общего объема сделок между продавцами и покупателями через маркетплейсы за предшествующий год. Так, владельцы маркетплейсов признаются имеющими значимое положение на рынке и подвергаются более существенным ограничениям, направленным в том числе на недопущение монополизации рынка. Среди ограничений – запрет заключать договоры с владельцами других маркетплейсов, запрет включения в договор условий о ценовом паритете, дискриминационных условий реализации товаров, навязывании определенных невыгодных условий поставщикам и владельцам пунктов выдачи заказов и другие. Кроме того, законопроектом предлагается установить обязанность владельцев онлайн-площадок уведомлять об изменении договора за 30 дней до их вступления в силу. Также подразумевается установить запрет на взыскание с покупателя компенсации за возврат товара.