Маркетплейсам могут запретить брать деньги за возврат товара

Законопроект об основах регулирования деятельности маркетплейсов, закрепляющий права и обязанности владельцев таких торговых площадок и продавцов, внесен на рассмотрение Госдумы.

Маркетплейсам могут запретить брать деньги за возврат товара
© Российская Газета

Предлагается ввести универсальные меры регулирования для всех маркетплейсов. В частности, предлагается установить такие ограничения, как запрет включения в договор условий об отказе от конкуренции, условий о ценовом паритете, навязывания невыгодных условий поставщикам и владельцам пунктов выдачи и др. Еще одним ключевым положением законопроекта должен стать запрет на требование компенсации за возврат товара со стороны покупателя.

Защищать нужно не только покупателей, но и владельцев пунктов выдачи заказов от необоснованных штрафов

"Регулирование маркетплейсов назрело. Его отсутствие на начальном этапе развития помогло этому новому механизму взаимодействия спроса и предложения потребительских товаров и услуг расти гигантскими темпами и стать необходимым большинству российских потребителей и предпринимателей. Но одновременно с рыночной силой маркетплейсов росли и число, и острота конфликтов с их клиентами - продавцами и потребителями", - отметил глава Союза потребителей РФ Петр Шелищ. Он добавил, что совместно с коллегами подготовил обращение к зампреду правительства РФ Денису Мантурову с просьбой дать поручение о подготовке Правил оказания услуг маркетплейсами.

Руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области Александр Хаминский считает, что защищать нужно не только покупателей, но и владельцев пунктов выдачи заказов. "Как бы ни назывался договор между маркетплейсом и пунктом выдачи, по сути, он является договором возмездного оказания услуг по выдаче посылок гражданам. И это никак не может являться основанием для наложения штрафных санкций на третьих лиц. Проще говоря, те, кто выдает заказы, не должны платить штрафы за то, что покупатели отказываются забирать заказы. Иначе им просто невыгодно работать", - добавил юрист.

Сегодня маркетплейсы - это, по сути, лишь витрина, на которой представлена информация о различных товарах и услугах. Также через них можно заказать и получить товар. Но вот за качество отвечают непосредственные продавцы и исполнители услуг. Порой найти их и достучаться до них невозможно. "Маркетплейсы должны иметь действующие телефоны продавцов и в случае, если покупатель не может до продавца достучаться, дозвониться, брать ситуацию в свои руки. Предусмотрите эти правила в своих типовых договорах с продавцами на ваших площадках. Если продавец оказывается недоступным для потребителя, штрафуйте таких продавцов, исключайте их, разрывайте соглашения. И вы быстро увидите положительный эффект", - подчеркивает Шелищ.

С другой стороны, в интернет-торговле есть и свои преимущества для покупателей. Можно отказаться от покупки любого товара и вернуть деньги. Но, конечно, он должен иметь товарный вид. Нельзя носить неделю туфли, стереть каблуки и потом вернуть назад, потому что жмут. Или под цвет лака для ногтей не подходят.