«Ъ»: против «Госуслуг» подали иск из-за рассылок о мероприятиях

Обновлено в 17:01

«Ъ»: против «Госуслуг» подали иск из-за рассылок о мероприятиях
© BFM.RU

Против «Госуслуг» подан иск из-за отправляемых по электронной почте приглашений на различные мероприятия. Такую рассылку хотят признать незаконной рекламой. Как пишет газета «Коммерсантъ», поводом для судебного разбирательства стало приглашение на чемпионат «Битва роботов», который координирует Минцифры — оператор портала «Госуслуги».

Глава информационно-аналитической службы ОД «Информация для всех» Евгений Альтовский, которому приходила рассылка, потребовал от Федеральной антимонопольной службы возбудить дело о нарушении в сфере рекламы. Ранее ему приходили уведомления и о других проектах. ФАС ему отказала. После чего Альтовский подал иск о незаконном отказе. Арбитражный суд Москвы рассмотрит это обращение.

О перспективах дела говорит руководитель практики «Медиаправо» юридической фирмы «Интеллект» Михаил Хохолков:

Михаил Хохолков руководитель практики «Медиаправо» юридической фирмы «Интеллект» «У рекламы есть три обязательных атрибута: распространение информации, направленность этой информации на неопределенный круг лиц, привлечение внимания к объекту рекламирования. Если одного из этих элементов нет, можно говорить, что рассылка не является рекламной. ФАС неоднократно подчеркивала позицию, согласно которой оценивать рекламный или информационный материал необходимо с учетом всех обстоятельств дела и с учетом способа его распространения. А ряд сообщений, отправленных от имени портала «Госуслуги», можно считать и социальной рекламой. По закону «О рекламе» реклама и социальная реклама различаются: тогда как на первую требуется предварительное получение согласия, вторая хоть и имеет определенные дополнительные атрибуты, но такого согласия не требует. Но еще есть закон «О связи», который регулирует в целом направление любых рассылок только с предварительного согласия абонента. Вероятность удовлетворения такого иска оцениваю как незначительную, поскольку суды прислушиваются к мнению ФАС, которая является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным решать, что такое реклама, а что такое нет».

Многие пользователи жалуются, что рассылка от властей с анонсами окологосударственных мероприятий бывает очень навязчивой и буквально засоряет почту. Так, например, были многочисленные приглашения на выставку «Россия» на ВДНХ или Всемирный фестиваль молодежи в Сочи.

Насколько вообще уместна такая электронная рассылка от «Госуслуг» на почту? Комментирует вице-президент по стратегии Media Instinct Group Александр Сироватский:

Александр Сироватский вице-президент по стратегии Media Instinct Group «Эффективная реклама, которая охватная, но максимально дешевая, в идеале бесплатная, поэтому реклама через «Госуслуги» максимально эффективна. Наверное, это не совсем корректно, реклама в первую очередь должна идти там, где она должна идти: ТВ, наружная реклама, диджитал. Но, если государство считает, что государственно значимые мероприятия уместно анонсировать через сервисы, имеет право. В принципе, что-то здесь не продается, в рассылке, нужно читать внимательнее, все галочки, которые подписываешь, можно отключить или ограничить, я не вижу, что государственный сервис чем-то принципиально отличается от других приложений, которые тоже стараются в интересах бизнеса что-то рассылать, рекламировать, но если все внимательно почитать, эти рассылки можно ограничить. Я не вижу пересечения недопустимой точки. Наверное, если бы через этот сервис что-то продавалось, тогда бы это было уже неконкурентное преимущество по сравнению с другими бизнесами на рынке. Если говорить про анонс мероприятий типа «Игр будущего», я не думаю, что пересечена допустимая этическая граница, поэтому это пока уместно, но, по идее, каждый сервис должен создаваться для своих целей и использоваться для своих целей, для которых создан».

Эксперты, опрошенные «Ъ», отмечают, что если суд удовлетворит иск, то Минцифры придется доработать «Госуслуги», разделив такие сообщения на информирование и рекламу.