Войти в почту

В Санкт-Петербурге арестован вице-президент банка «Россия» Игорь Андреев

По обвинению в коммерческом подкупе вице-президент банка «Россия» Игорь Андреев заключен под стражу до 4 мая. Поскольку ему вменяются особо крупный размер — 30 млн рублей, — наказание по инкриминируемой топ-менеджеру статье предполагает в том числе от семи до 12 лет лишения свободы.

В Санкт-Петербурге арестован вице-президент банка «Россия» Игорь Андреев
© BFM.RU

По информации издания «Фонтанка», банкир был задержан 5 марта сотрудниками УФСБ по Петербургу при получении 2 млн рублей от бизнесменов, занимающихся строительством элитного коттеджного поселка рядом с гольф-клубом MillGreek под Всеволожском. Инвестирует в этот проект банк «Россия», под него была открыта кредитная линия. По версии следствия, за обеспечение бесперебойного финансирования проекта бизнесмены платили Андрееву ежемесячно. И за три года он уже получил около 30 млн рублей от совладельцев компании «Управление проектами». Эта структура, по данным «Фонтанки», контролирует застройщика — компанию «СЗ Всеволожск», 90% которой принадлежит «дочке» банка «Россия» «АБР Девелопмент». И во всех перечисленных компаниях Игорь Андреев занимает должность генерального директора.

Защита банкира настаивает на невиновности Андреева, рассказал заместитель главного редактора петербургской интернет-газеты «Фонтанка» Евгений Вышенков:

Евгений Вышенков заместитель главного редактора петербургской интернет-газеты «Фонтанка» «Защита говорит о том, что он в силу функциональных обязанностей имел право занимать должности генеральных директоров в дочерних компаниях банка «Россия» и это некие партнерские внутренние отношения между ним и бизнесменом. Таким образом, мы фиксируем, что факт передачи 2 млн рублей и подтверждение о траншах в течение нескольких лет (30 млн рублей) не опровергаются ни стороной обвинения, ни стороной защиты, но трактуются по-разному. Государство говорит, что это коммерческий подкуп. Андреев текстом адвокатов говорит о том, что это его деловые взаиморасчеты».

Инициировал судебный процесс над топ-менеджером банка «Россия» сам банк «Россия». На практике это не очень характерно для российского бизнеса, отмечает партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда:

Александр Забейда партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» «Российский бизнес обычно старается в свои внутренние дела не пускать правоохранительные органы без лишней надобности, потому как обычно это неконтролируемый процесс. С другой стороны, в этой ситуации размер хоть и особо крупный, но для такого банка несолидный, что может свидетельствовать и о том, что причины демонстративного привлечения топ-менеджера к уголовной ответственности могут лежать в иной плоскости, скрытой от глаз внешнего наблюдателя. Хотя, впрочем, такая практика чаще встречается именно в крупных компаниях, которым в таких ситуациях надо сохранить лицо, например, перед своими инвесторами или акционерами».

Впрочем, по словам партнера адвокатского бюро «ЗКС» Дарьи Шульгиной, нельзя сказать, что 204-я статья УК РФ — это что-то уникальное для судебной практики в России. Практика есть, просто о таких делах редко пишут СМИ. По сути, это то же самое, что дача взятки, о чем рассказывают гораздо чаще. И доказывается подкуп точно так же. Продолжает Дарья Шульгина:

Дарья Шульгина партнер адвокатского бюро «ЗКС» «Что есть коммерческий подкуп? Здесь важно доказать, что лицо, которое состояло в организации, получало денежные средства за действия либо бездействие, которые входили в его служебные полномочия, от какого-то лица или ряда лиц. Случаи бывают разные. Если следственный орган доказывает, что это лицо имело возможность что-то сделать либо не сделать в интересах дающего коммерческий подкуп лица, соответственно, таким образом доказываются подобные уголовные дела. Прямая аналогия — это получение либо дача взятки, когда должностное лицо получает деньги за то, что входит в его служебные полномочия. Это ровно такая же история, только с недолжностными лицами».

Конкретно в деле топ-менеджера банка «Россия» защита Игоря Андреева просила на время следствия отправить его под домашний арест в арендованной в Петербурге квартире. За банкира также предложили залог в 5 млн рублей. Но суд отказал.