ФАС возбудила дело против S7: каковы последствия для авиакомпании и отрасли в целом?

ФАС возбудила дело против авиакомпании S7 из-за стоимости билетов и неисполнения требований регулятора. Вообще, в этой истории сложно понять, что именно не устраивает ФАС. Авиакомпания подробно это не комментирует, а объяснения регулятора выглядят очень размыто.

ФАС возбудила дело против S7: каковы последствия для авиакомпании и отрасли в целом?
© BFM.RU

В официальном сообщении ФАС сказано, что служба установила: авиакомпания «в рамках одного подкласса тарифа продает авиабилеты по разной стоимости. При этом различия цены не связаны с оказанием услуг на борту, дополнительными расходами перевозчика или временем до вылета, в которое пассажир приобретает билет». С услугами и допрасходами все более или менее понятно. А вот какое время покупки билета ведомство берет за точку отсчета, осталось за кадром. А это важно. Если ФАС сравнивает цены на билеты за один календарный день, принцип динамического ценообразования предполагает, что цена в этом промежутке может меняться. Чем меньше свободных кресел в самолете осталось, тем дороже будут последние. И так далее.

Но даже если предположить, что ФАС узнала о том, что двум разным гражданам S7 продала билеты на один и тот же рейс с разницей в секунду, все равно остается пространство для ценового маневра. Компания учитывает гораздо большее количество факторов. Например, если рейс стыковочный. Продолжает председатель редакционного совета портала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий:

Алексей Синицкий председатель редакционного совета портала «Авиатранспортное обозрение» «Много людей летят с пересадками. Есть пассажир, который на прямом маршруте, а есть пассажир, который летит с пересадкой. Они между собой конкурируют. Но вам надо загрузить плечо, следующее за этим, потому что вы суммарно получите прибыль больше. И тогда вам выгоднее продать пассажиру на этом плече. У него оно будет выглядеть дешевле, зато он дальше полетел. Возникают разные вопросы из прошлого. Уже несуществующий пример: люди удивлялись, почему билет, допустим, Москва — Хельсинки — Нью-Йорк Finnair стоил столько же или, может быть, даже дешевле, чем билет Москва — Хельсинки. На самом деле, в этой логике совершенно понятно почему. Они могут даже задаром, даже себе в убыток перевести пассажира из Тибета до Хельсинки, чтобы сделать нормальную загрузку нью-йоркского рейса, где у них основная прибыль».

Весь этот сложный механизм оценки называется системой управления доходами. И, как говорят эксперты, за счет использования этой системы российские авиакомпании работают насколько это возможно эффективно. А вот чиновники в этом механизме разбираются не очень, считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:

Олег Пантелеев исполнительный директор агентства «Авиапорт» «Для авиакомпаний это очень неприятный прецедент. Дело в том, что достаточно высокая эффективность работы российских авиакомпаний в значительной степени связана с тем, что они используют систему управления доходами, которая и отвечает за так называемое динамическое ценообразование и позволяет максимизировать выручку с рейсов. Именно это обстоятельство делает российские авиакомпании в значительной степени устойчивыми даже в тех условиях, когда себестоимость перевозок существенно растет, несмотря на то что ФАС успешно этот факт игнорирует и поставщиков авиакомпаний гораздо менее строго проверяет на предмет обоснованности роста стоимости их услуг».

Справедливости ради ФАС в своем изначальном предупреждении как раз просила компанию S7 объяснить, почему билеты на один и тот же рейс могут стоить по-разному. Служба требовала от перевозчика разработать и направить на согласование в ФАС России документ, в котором были бы представлены расчет платы за перевозку пассажиров и правила определения допустимого уровня отклонения от него. Но S7 эти требования проигнорировала. Перевозчик пошел в суд, но там проиграл.

Теперь ФАС обещает продолжить анализ и по другим авиакомпаниям и в случае нарушений принимать меры. А это сначала предупреждения, потом — штрафы от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. И крайняя мера — установка плоской системы ценообразования. Но это навредит и отрасли, и непосредственно пассажирам, отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Это по большому счету давление не на отдельно взятую авиакомпанию, а на все авиакомпании отрасли. Оно может привести к серьезному пересмотру стратегии продаж, к тому, что минимальные тарифы, которые были доступны пассажирам, исчезнут и авиакомпаниям придется продавать все билеты по усредненному тарифу, который будет выше, чем минимальный, который был ранее».

И с этой точкой зрения согласны все опрошенные Business FM эксперты.

Вечером 12 марта в S7 заявили, что компания ведет работу по урегулированию претензий ФАС в части ценовой политики. Перевозчик также напомнил, что решение суда первой инстанции не вступило в силу и еще 29 февраля S7 Airlines подала апелляцию на решение суда, вставшего на сторону ФАС.