Ряд европейских производителей бытовой техники больше не хотят в Россию

Европейские производители электроники и бытовой техники пытаются блокировать параллельный импорт в Россию. Это в том числе такие бренды, как Electrolux, Tefal, Braun и Rowenta, заявил исполнительный директор группы «М.Видео-Эльдорадо» Сергей Ли. Европейцы подписывают с партнерами в других странах, где представлены официально, мораторий на реэкспорт товаров в Россию. Нарушение ведет к разрыву контракта, пишет газета «Коммерсантъ».

Ряд европейских производителей бытовой техники больше не хотят в Россию
© BFM.RU

Правда, сталкиваются с этим далеко не все. Продолжает предприниматель Александр, который занимается импортом и продажей в России бытовой техники:

«[Сотрудничаем] с европейскими поставщиками, некоторыми заводами, которые готовы поставлять нам товар. Не говорю, что это параллельный импорт, другое дело, что они это не афишируют. Отвечаю на ваш вопрос: нет, не блокируют, мы с этим не сталкиваемся. Я не знаю, что будет через полгода, но на данный момент мы планируем подписывать контракты с европейскими производителями. Все-таки в Европе определенная волна давления идет, их могут тоже там обвинить. Они открыты, ведут переговоры, готовы с нами сотрудничать».

Официальные продажи техники Electrolux в России прекратились еще в 2022 году. Но купить ее все равно можно. Варочные панели, посудомоечные машины, водонагреватели и так далее — все это пока есть в российской рознице и на маркетплейсах. То же относится к электронике и бытовой технике других европейских брендов. Цены, правда, кусаются. Не исключено, что они вырастут еще больше, если производители действительно найдут эффективные способы борьбы с параллельным импортом.

При желании европейские бренды действительно могут отследить, когда их продукция окольными путями попадает на российский рынок. Правда, относится это не ко всем товарам. Продолжает гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:

Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «Если продукт нужно подключить к интернету, активировать, выбрать определенную страну, тогда производители смогут оказывать давление на своих партнеров, потому что они будут знать, что продукт с определенным серийным номером был продан определенной компании в такой-то стране, а потом почему-то оказался в обход или в нарушение требований производителя в России, встает вопрос: почему? Если таких случаев много, они могут предъявить что-то своим партнерам. Что касается продукции, которая к интернету не подключается, практически никаким образом не смогут оказать значимое давление на своих партнеров, потому что если компании работают с Россией, то понимают, что российский рынок перспективный, большой, ценят партнерство с российскими компаниями и отказываться от бизнеса не захотят».

Многие европейские производители бытовой техники ушли из России еще тогда, когда санкции были не такими жесткими. А сегодня уже сложно понять, попадают ли под запрет поставки в Россию, допустим, умных стиральных машин, в которых могут быть западные чипы. Но дело не только в санкциях, отмечает гендиректор консалтинговой компании GoOmni Ефим Алдухов:

Ефим Алдухов гендиректор консалтинговой компании GoOmni «Я думаю, есть две части. Во-первых, есть часть, связанная с фактическим попаданием под санкции. Есть вторая часть, связанная с репутационными издержками, которые компании так или иначе испытывают в случае, если выявляется активная продажа товара на территории Российской Федерации. Волна общественного осуждения в сторону этих компаний немного рушит им продажи. Я думаю, что основной контекст такой».

По словам одного из собеседников газеты «Коммерсантъ», можно ожидать полного исчезновения с полок российских магазинов брендов, которые начали блокировать поставки по параллельному импорту. Но без стиральных машин и пылесосов Россия точно не останется. Российский рынок активно осваивают китайские и турецкие производители бытовой техники.