Российский облачный рынок продолжит расти и трансформироваться
Игроки рынка испытывают оптимизм в отношении будущего российских облачных сервисов. По мнению участников конференции "Российская облачная инфраструктура", темпы роста в 30% в 2024 г. вполне реальны. По итогам 2023 г. российский рынок облачных сервисов вырос на 33,9% и достиг 121 млрд. руб.
https://www.comnews.ru/content/231776/2024-02-28/2024-w09/1008/rynok-oblachnykh-uslug-rossii-vyros-za-2023-g-tret
Как отметил руководитель группы продуктов ООО "Т1Клауд" (Т1 Cloud) Сергей Малышев, при этом рост нагрузки на вычислительную инфраструктуру облачных операторов будет еще выше за счет мощностей, используемых для обучения нейросетей. Также, по его мнению, будет идти активное перераспределение долей между разными классами сервисов, поскольку темпы роста в сегментах PaaS (платформа как сервис) и SaaS (ПО как услуга) будут существенно превышать среднерыночные. Представитель Т1 Cloud выразил мнение, что без SaaS сервисов уже сейчас ни один малый и микробизнес в России просто не сможет работать.
Сергей Малышев оценил средний уровень проникновения облачных сервисов в России на уровне 30-40%, однако в ряде отраслей он достигает 60%. А по данным совместного исследования АО "Флант" и "Экспресс-42″, 72% российских компаний уже так или иначе используют облака.
По оценке заместителя генерального директора ООО "Облачные технологии" (Cloud.ru) Федора Прохорова, даже самые оптимистичные данные могут оказаться заниженными, поскольку практика "теневого облачного ИТ" получила в условиях дефицита физического оборудования чрезвычайное распространение, так как развернуть тот или иной сервис в облачной среде оказывается проще, быстрее и не требует привлечения ИТ-персонала. Кроме того, по его оценке, общие темпы роста облачных сервисов в России в течение 2024 г. могут быть выше 30%. По мнению Федора Прохорова, драйверами роста, помимо сред для обучения нейросетей, станет расширение практики использования мультиоблачных инфраструктур и контейнеров.
Одним из факторов снижения темпов роста является рост цен на облачные услуги. "В 2023 году цены на облачные сервисы в России выросли в среднем на 15%. Это связано с рядом факторов, в том числе с ростом стоимости оборудования и программного обеспечения, а также с увеличением спроса на облачные сервисы. К концу 2024 года более 50% российских компаний будут использовать отечественную облачную инфраструктуру. Это приведет к дальнейшему росту рынка облачных сервисов в России", — уверен управляющий партнер АО "Флант" Александр Титов.
Как подчеркнул директор бизнес-юнита "КРОК Облачные сервисы" Сергей Зинкевич, мультиоблачность является мощным рычагом давления на поставщиков услуг со стороны заказчиков, особенно крупных. Также он обратил внимание на то, что использование нескольких облаков повышает отказоустойчивость построенного решения.
Директор по развитию бизнеса ООО "Ключевые ИТ-решения" (ITKey) Вячеслав Самарин обратил внимание на существенный рост в сегменте частных облаков, как в госсекторе, так и среди крупных корпораций. По его оценке, это связано с усилением регуляторных требований. Директор Центра инфраструктурных решений АО "Инфосистемы Джет" Юрий Семенюков отметил, что уже в 2023 г. начались несколько крупных проектов по строительству частных облаков, причем у таких заказчиков, про которых никто бы никогда не подумал, что они будут вообще смотреть в сторону облаков.
По оценке директора по развитию услуг Selectel Александра Тугова, основным драйвером роста рынка облачных услуг стал рост рынка после кризиса 2022 г. Он также дал прогноз миграции PaaS сервисов в частные облака, а также трансформация их в форму, близкую к коробочным продуктам.
Вячеслав Самарин назвал опасения, связанные с возможной монополизацией рынка облачных сервисов в России, безосновательными. По его мнению, это невозможно по той причине, что разные поставщики специализируются на определенном сегменте сервисов: кто-то предоставляет тестовые среды, кто-то специализируется на инфраструктуре для обучения нейросетей, кто-то на управляемых сервисах ИБ (MSSP). А предоставлять все эти услуги одновременно с одинаково высоким уровнем качества, как подчеркнул Вячеслав Самарин, пока ни у кого не получалось.