В Новосибирске подсчитали «потери» бюджета от сокращения наружной рекламы

Издание проанализировало результаты работы управления художественного облика мэрии Новосибирска, которое ведает вопросами наружной рекламы. В декабре 2020 года его возглавил Олег Хорошунов, после прихода которого, принципиально изменилось взаимодействие городских властей с участниками рынка наружной рекламы.

Ранее муниципальные структуры проводили торги и аукционы на право размещения рекламных конструкций. Выбор мест был определён схемой размещения, разработанной в соответствии ФЗ «О рекламе». В конце 2020 года, действующая на тот момент схема содержала 447 мест, где конструкции размещались без договоров.

— Единовременное проведение торгов по этим участкам принесло бы в бюджет как минимум 64,8 млн рублей (если считать по среднему показателю, без учёта коэффициента улиц). И это если бы никто не торговался. На аукционах стоимость лотов обычно взлетала до 1,5 раз. Это уже 95 млн рублей за год. А поскольку договоры заключались сроком на 10 лет, можно говорить о контрактах почти на 1 млрд рублей (плюс коэффициент инфляции, который учитывается ежегодно), — пишет в своем исследовании главный редактор ЦДЖ Андрей Кузнецов. В схеме, утверждённой 30 сентября 2019 года было зафиксировано 2638 мест. В актуальной схеме, утверждённой 1 августа 2023 года, осталось 1490 мест. Количество щитов 3х6 (самый популярный формат) уменьшилось с 1461 до 1003, суперсайтов со 194 до 63. С городских улиц почти полностью исчез формат «афиш»: если не так давно их было 220, сейчас 15. Из-за сокращения «афиш» обанкротился один участник рынка — компания «Магистраль медиа».

ЦДЖ подсчитало, что если бы муниципалитет провёл аукцион по всем 2638 местам в схеме образца 2019 года, единовременный доход превысил бы 364,2 млн рублей за год. Если же выставлять на торги 1490 мест в нынешней схеме при том же тарифе, актуальном на 2021 год, доход составит около 213,7 млн рублей. Разница — недополученные 150,5 млн рублей.

— Поскольку речь о десятилетних контрактах, получается минимум 1,5 млрд рублей (опять же плюс инфляционный коэффициент). Как оценивать эти потери? Как упущенный доход или, может быть, как ущерб? Выглядит это так, будто чиновник режет куриц, несущих золотые яйца. Рекламные носители не требуют от города ресурсов. Доходы от аренды для города — деньги из воздуха. Странно от них отказываться на фоне вечной нехватки средств на дороги и социалку, — утверждает ЦДЖ.

Олег Хорошунов, напротив, считает, что существенное сокращение парка рекламных конструкций – это благо для города.

— Теперь мы не относимся к рекламе на улицах только как к бизнесу, который должен пополнять бюджет. В первую очередь реклама должна помогать людям, делать их жизнь комфортнее и при этом не уродовать город, — заявил чиновник в интервью изданию «Континент Сибирь».

В альтернативу ситуации в Новосибирске ЦДЖ приводит опыт соседних городов. Издание пишет, что в октябре 2023 года администрация Иркутска провела торги на 84 места под видеоэкраны, пополнив таким образом городской бюджет на 300 млн рублей. В январе нынешнего года мэрия Барнаула отторговала всего лишь 77 мест под видеоэкраны за 280 млн рублей — за 10 лет это принесет городу 2,8 млрд.

«Можно, конечно, допустить, что в мэриях других городов хуже радеют за художественный облик. А можно поставить вопрос об эффективности использования полномочий главы управления, призванного пополнять городскую казну», — задаётся вопросом издание.

Редакция «Прецедента» намерена уточнить позицию мэрии и контролирующих структур относительно ситуации с доходами от наружной рекламы.

Светлана ВОРОНКОВА