Импортозамещение в стоматологии: как обстоит ситуация с поиском аналогов

Череда событий, которые происходили в мире начиная с 2019 года, стала для российского бизнеса настоящим испытанием на прочность. Однако отечественная стоматология не только выстояла, но и продолжила развиваться. Отчасти это стало возможным благодаря импортозамещению. О том, как отрасли удалось преодолеть материальные кризисы, «Вечерней Москве» рассказал врач-стоматолог, медицинский эксперт Владимир Шипков.

Импортозамещение в стоматологии: как обстоит ситуация с поиском аналогов
© Вечерняя Москва

По его словам, до 2019 года расходники отечественного производства использовали преимущественно стоматологи, работающие в бюджетном сегменте.

— Абсолютное большинство дентальных клиник (если не все) в среднем, бизнес- и премиальном сегментах закупали пломбировочные, шовные, текстильные и другие расходные материалы импортного производства. На фоне возникновения пандемии коронавируса их стало катастрофически не хватать, особенно остро это ощущалось в контексте одноразовых расходников (маски, простыни, нагрудные салфетки, костюмы/халаты). Возникший «пожар» пришлось тушить в срочном порядке, — отметил Шипков.

Позже, когда разыгрался новый кризис, медицинский бизнес был готов к нему, но только отчасти, продолжил эксперт.

— Если с так называемыми примитивными расходными материалами проблему удалось решить, то вопрос производства высокотехнологичного инструментария, материалов, оборудования и комплектующих своими силами остается открытым до сих пор. Во многом это обусловлено нехваткой времени: в основе технологического первенства западных и частично восточных стран лежат десятилетия кропотливых научных исследований и практических испытаний. Производственники в новой российской истории пока не обладают таким бэкграундом, — объяснил специалист.

Стоматолог Минко дал пять советов, как сохранить зубы здоровыми и красивыми

По мнению Шипкова, прежде чем рассуждать о том, что удалось заменить, а что осталось безальтернативным, следует четко понимать: коммерческая стоматология жестко разделена на сегменты — от бюджетного до премиального. Если импортные маски, халаты, комбинезоны, перчатки, салфетки, системы и шприцы удалось легко заменить во всех сегментах стоматологии, то с инструментами, оборудованием, материалами и комплектующими дела обстоят сложнее.

— Трудности наблюдаются в премиальных клиниках в некоторых направлениях, таких как хирургия, имплантация, протезирование, отбеливание и даже терапия. Российские импланты успешно устанавливают в рамках протоколов относительно бюджетного протезирования, но с лидерами мирового рынка они пока сравниться не могут. Европейские композитные материалы (применяются для пломбирования зубов), американские и японские керамические массы (используются для создания виниров и коронок), профессиональные отбеливающие гели остались, к сожалению, незаменимыми, по крайней мере, в люксовой высокоэстетичной стоматологии, — подчеркнул врач.

В ортодонтии дела складываются более благоприятно, считает специалист.

— Российские брекет-системы и элайнеры показывают неплохие результаты в клиниках любого уровня. К тому же, они ощутимо дешевле топовых. Российская продукция в руках умелых врачей в полной мере решает ортодонтические задачи. Возможно, не так быстро и не всегда так же комфортно, как заграничные изделия лидирующих брендов, но тем не менее. Похожим образом обстоят дела с мембранами и остеопластическим (костным) материалом — свою функцию выполняют, но с признанными лидерами конкурировать пока не могут, — заметил Шипков.

Санкционное давление Запада местами значительно усложнило ведение медицинского бизнеса в России, особенно в luxury-сегменте, но отнюдь не обрушило его, заверил эксперт. Проблема нехватки премиальных расходников частично решается серым импортом, частично — замещением аналогами с Востока:

— Китайцы и корейцы умело пользуются благоприятной для себя конъюнктурой и услужливо заполняют образовавшийся вакуум на рынке. Если к продукции первых еще многие продолжают относиться настороженно, будучи во власти давно неактуальных стереотипов, то дентальная продукция корейских брендов радует высоким качеством при более доступном ценнике, нежели у немецких, швейцарских и американских аналогов.

Российские специалисты тоже не сидят сложа руки, добавил специалист.

— Результаты приходят не так быстро и эффективно, как хотелось бы, но все знают: русские медленно только запрягают. Разительное улучшение качества образовательных услуг в сфере стоматологии — яркое тому подтверждение. Еще шесть лет назад для высококачественного повышения квалификации дантисту нужно было ехать в Будапешт или Тель-Авив, оставляя за курс несколько тысяч долларов без учета перелетов и проживания. Сегодня образование такого уровня общедоступно в РФ с кратно меньшим ценником. Программа импортозамещения работает, — заключил Шипков.