Спрос на добровольное медицинское страхование заметно вырос
Работодатели в 2023 году заключили в три раза больше договоров добровольного медицинского страхования (ДМС), чем годом ранее. Объем сборов вырос до 253,5 млрд рублей, посчитали в ЦБ. Регулятор объясняет такую динамику желанием компаний повысить свою привлекательность на рынке труда.
Количество застрахованных выросло всего на 2,5%, или 800 тыс. человек, до 32,6 млн человек, сообщила "Российской газете" управляющий директор по ДМС "Ренессанс страхование" Юлия Галаничева. Это немногим меньше половины всех работающих россиян. При этом сборы за год прибавили 18,6%. Это говорит о том, что приобретаться стали более дорогие полисы.
Интерес к программам ДМС вновь стал проявлять небольшой и средний бизнес, рассказал вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Дмитрий Кузнецов. Также изменилась география предприятий, заключающих такие договоры: если раньше они были в основном из крупных городов, то теперь договоры корпоративного ДМС активно стали заключать предприятия из сравнительно небольших населенных пунктов.
В то же время основной спрос на программы ДМС по-прежнему формируют крупные и крупнейшие предприятия с масштабными трудовыми коллективами, отмечает в беседе с "РГ" управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний агентства "Эксперт РА" Алексей Янин. Спрос со стороны средних по размеру компаний, работающих преимущественно в крупнейших городах, особенно в высокотехнологичных сегментах, в сфере ИТ и финансов, также заметен.
Для компаний ДМС уже становится нормой, особенно в тех отраслях, которые стремятся соответствовать мировым стандартам социальной заботы о своих работниках, а также там, где ощущается нехватка работников из-за высокой конкуренции на рынке труда. Это в первую очередь финансовый сектор, ИТ и добывающие отрасли, говорит Александр Лапунов, директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС "АльфаСтрахование".
Наметилась тенденция на расширение стандартных программ ДМС лечением критических заболеваний, в частности онкологических, добавил Лапунов. Также спросом пользуются программы управления здоровья персоналом, которые значительно шире стандартных программ ДМС и работают на упреждение развития заболеваний. Есть спрос на телемедицину и продукты с использованием технологий искусственного интеллекта. "Опции пока никак не заменяют классическое медицинское обслуживание, а являются скорее дополнительным аксессуаром к классическому ДМС", - говорит он.
Такую тенденцию подтверждают и в Страховом Доме ВСК. "В среднем сегменте активно начинает расти потребность в превентивной медицине: чекапы, программы управления здоровьем и well-being, - рассказали в компании. - Малый и средний бизнес начинает внедрять ДМС через классические программы. Психолог онлайн присутствует в качестве бонуса для коллективов любой численности".
Страховщики отмечают, что эконом-программы ДМС, как и продукты с франшизами, сегодня выбирают редко. Частично франшизы сохраняются в стоматологии, но их величина очень небольшая (15-30%). Вновь востребованными становятся многолетние контракты, при этом крупные работодатели стремятся расширять программы ДМС и включать туда профилактические мероприятия.
"Популяризируются программы well-being, такие как онлайн-лекции, вебинары, дни здоровья, психологические консультации. Наблюдаем рост требований к программам ДМС в части цифровизации и решения многих задач онлайн", - рассказала "РГ" председатель Совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров (АПСБ) Катерина Якунина.
В "Совкомбанк Страхование" подтверждают тенденцию роста спроса на полноценные чекапы, но затрудняются оценить, насколько она долговременная. По-прежнему сохраняется спрос на услуги психологов и психотерапевтов, добавили в компании.
Доля индивидуальных полисов ДМС пока остается на невысоком уровне, отмечает Александр Лапунов. Это подтверждает и Юлия Галаничева. "ДМС - это на 90% корпоративное страхование, и такой быстрый рост - это исключительно активность предприятий, формирующих качественные соцпакеты", - говорит она. По некоторым оценкам, наличие ДМС влияет на решение о выборе работы более 30% кандидатов. С учетом прогноза ситуации на рынке труда до 2030 года, можно ожидать, что спрос на ДМС будет стабильным и долгосрочным, считает Галаничева.
Компании разрабатывают и собственные программы заботы о здоровье сотрудников. "Наш соцпакет построен по принципу маркетплейса", - рассказывает Ольга Ковардакова, директор по работе с персоналом ИТ-компании "Инфосистемы Джет". На каждого специалиста ежегодно выделяется свой бюджет в зависимости от должности и стажа работы в компании. Сотрудник сам решает, на что потратит деньги. "Это может быть ДМС, услуги стоматологии, комплексное медицинское обследование, компенсация обучения иностранным языкам или абонемента на фитнес", - пояснила она.
Компании стали давать работникам выбор, какой страховкой пользоваться. "Сотрудники подбирают под свой запрос, от базовых со стандартным набором медицинских услуг до максимально расширенных, куда входит и стоматология, и даже косметология и прием трихолога", - рассказывает Анна Махмутова, руководитель отдела брендинга и коммуникаций маркетингового агентства Demis Group. Многие компании расширили действующие страховки. В полисы добавилось 39 новых услуг, включая возможность обращаться к психотерапевту, психологу, трихологу, микологу, фониатору, рассказывает заместитель управляющего директора по управлению персоналом и организационному развитию МФК "Лайм-Займ" Анастасии Перковой.
По мнению Катерины Якуниной, в этом году бюджеты компаний на ДМС вырастут на 10-15%. Число договоров ДМС может увеличиться примерно на 5%, считают в "Совкомбанк Страхование". В "Эксперт РА" прогнозируют рост рынка на 7 - 9% до примерно 276 млрд руб. "Основной вклад в прирост внесет медицинская инфляция, т. е. рост цен на услуги лечебных учреждений. Мы полагаем, что те предприятия, которые временно приостанавливали или сокращали программы ДМС и готовы были их возобновить, по большей части уже сделали это в прошлом году, что и нашло отражение в существенных показателях прироста рынка за 2023 год", - заключил Алексей Янин.