Войти в почту

Уральский бизнес с опаской воспринял предложение увеличить долю торговых сетей

В российских регионах обсуждают возможное увеличение доли присутствия крупных торговых сетей. Сейчас она по закону ограничена 25 процентами, но воронежцы предложили повысить ее до 35. Минпромторг решил узнать мнение остальных и разослал запросы во все уголки страны. Напомним: в качестве временной меры (на фоне ухода иностранных компаний) сетям уже разрешено расширение до конца 2024 года. Но что будет дальше? Корреспондент "РГ" попытался выяснить мнение свердловчан на этот счет.

Уральский бизнес с опаской воспринял предложение увеличить долю торговых сетей
© Российская Газета

Судя по высказываниям замглавы Минпромторга РФ Виктора Евтухова в СМИ, ведомство пока не пришло к окончательному решению. Чиновник опасается доминирования крупных игроков, которые перетянут к себе покупателей мелких предпринимателей. Последние, разумеется, в напряжении, ну а потребители боятся повышения цен сетями в случае их расширения.

Поэтому министерство решает вопрос вместе с властями регионов. Минпромторг направил запросы в 47 субъектов Федерации, и многие, оказывается, за. Повышение доли сетей уже поддержал 21 регион, самостоятельно устанавливать порог присутствия "китов" торговли на своем рынке хотят 13 территорий.

В Свердловской области доля федеральных игроков в продовольственном ретейле растет давно - "аборигены" сдаются, причем массово. За последние 20 лет закрылись магазины местных торговых сетей "Купец", "Звездный", "Мегамарт". А в прошлом году рынок покинул "Елисей" - бизнес с 23-летней историей. Тогда его владелец Александр Оглоблин главной причиной закрытия своих магазинов называл отсутствие перспектив для небольших сетей. "Идет снижение рентабельности торговли. Федеральные игроки занимают все большую долю рынка, и потенциала я не вижу", - признался он корреспонденту "РГ". Сегодня предприниматель придерживается того же мнения.

- К магазинам точно не вернусь - эта ниша становится федеральной, причем не только на Урале: тенденция прослеживается во всех регионах страны. Из местных сетей у нас остался, пожалуй, только "Кировский", - констатирует Оглоблин.

Предложение уже поддержал 21 регион, самостоятельно устанавливать порог присутствия "китов" торговли на своем рынке хотят 13 территорий

По его словам, поставщикам в целом выгоднее работать с крупными торговыми компаниями: во-первых, большие объемы, во-вторых, четкие платежи. Правда, не факт, что гигант предпочтет местных партнеров.

Эксперты приводят плюсы и минусы натиска федеральных ретейлеров, причем не считают серьезным основанием для увеличения их доли в регионах уход зарубежных компаний.

- А какие иностранные сети от нас ушли? Немецкая "Метро" и французская "Ашан" продолжают работать. Да, ушла "Спар", размещавшаяся в Веер-молле на Эльмаше. Так ее место еще летом 2022 года занял екатеринбургский "Сима-ленд", который раньше не работал в формате отдельного продуктового магазина, - говорит доцент кафедры логистики и коммерции УрГЭУ Светлана Царегородцева.

По ее словам, иностранные сети, пришедшие в 1990-х, быстро научили россиян вести бизнес, и теперь просто не выдерживают здесь конкуренции. Например, питерская "Лента" давно переиграла "Метро", которое даже отказалось от персональных карт покупателей - приглашает в магазины абсолютно всех, но, кажется, все равно безуспешно. Пока "варяги" теряют прибыль, но не сдаются - изо всех сил хотят сохранить свою долю рынка.

Так что расширение российских сетей в продовольственном сегменте вряд ли оправдано "защитой отечественного рынка".

- "Магнит", "Монетка" и так у нас повсюду - куда же еще больше? Но местным производителям это полезно - для них открываются новые возможности, - рассуждает Царегородцева. - Возможно, усиление конкуренции станет стимулом для мелкого бизнеса. А вот будут ли расти цены в сетях в случае их экспансии, пока неизвестно.

Увеличение доли крупных игроков неизбежно, однако это не повод для массированного наступления во всех муниципалитетах, считает директор Института менеджмента, предпринимательства и инжиниринга УрГЭУ Вера Соловьева.

- В законе о торговле присутствие крупных сетей ограничено 25 процентами. Но здесь действительно все зависит от конкретной территории: считаю, что в больших регионах вроде Свердловской области увеличение доли сетей до 30-35 процентов не произойдет. И не надо забывать, что существуют разные муниципалитеты. Если Екатеринбург дальнейшее наступление федералов выдержит относительно легко, то в небольших городах и поселках ситуация другая. Например, Пышминский район очень рассредоточен - и здесь увеличение давления крупных ретейлеров действительно опасно. Ведь в маленьком поселке достаточно нескольких сетевых магазинов, чтобы заполнить весь рынок, - рассуждает эксперт.

В маленьком поселке достаточно нескольких сетевых магазинов, чтобы заполнить весь рынок

Что касается розничных цен, то они в случае расширения сетей вряд ли увеличатся, считает Вера Соловьева. А местные производители окажутся даже в плюсе - им удобнее работать с несколькими крупными сетями, чем со множеством мелких, например, проще оформлять бумаги.

Однако уральские производители не спешат приветствовать экспансию ретейла. Так, владелец птицефабрики считает, что это палка о двух концах: плюсы есть, но любой монополист всегда диктует свои условия, и крупные сети могут начать конкурировать между собой. Как это отразится на поставщиках, неизвестно.

Некоторые предприниматели вообще настроены категорично, к примеру, овощеводы, животноводы не видят плюсов в дальнейшей монополизации ретейла.

- В Первоуральске, например, рынок был сформирован давно и места всем хватало. Но сейчас со свободными полками плохо, и, боюсь, местные производители вскоре просто вымрут. В итоге покупателей ждет повышение цен, - уверен руководитель местного сельхозкооператива Михаил Мальцев. - Конечно, мы сотрудничаем с федеральными торговыми сетями, но нередко наша продукция стоит там дороже, чем в киосках.

По его словам, в Билимбае, например, много торговых точек различных крупных сетей, но цены везде одинаково высоки - и люди берут, деваться некуда. Свои правила ретейл диктует и поставщикам.

- Мы производим 17 наименований молочной продукции, но крупные сети берут у нас только три. Например, от творога, сметаны, качественного масла отказываются, говорят, найдем дешевле. Возникает опасность появления на прилавках эрзац-продуктов с растительными добавками. Считаю, прежняя политика властей, не пускавших крупные торговые сети в регион, была правильной - надо заботиться о своих производителях и покупателях, - уверен Мальцев.

Его мнение, к слову, разделяют в администрации Екатеринбурга, где на вопрос "РГ" ответили, что их позиция - прежде всего поддерживать местных производителей. В департаменте потребительского рынка и услуг мэрии отмечают, что разделяют обеспокоенность Виктора Евтухова: риски действительно есть, и необходимо их оценить со всеми участниками рынка, а также с экспертами.

Официально

В министерстве АПК и потребительского рынка Свердловской области отмечают, что предлагаемые поправки в 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" "направлены на стимулирование развития крупных предприятий в целях улучшения состояния потребительского рынка и повышения доступности широкого спектра товаров для потребителей в муниципальных образованиях с дефицитом торговых площадей". Но в то же время предлагаемая мера, по мнению ведомства, может негативно отразиться на конкурентной среде в тех муниципалитетах, где существует профицит торговых площадей, ограничить возможности субъектов МСП по приобретению или аренде объектов недвижимости.