Вместе с качеством автотрасс в Зауралье вырос уровень придорожного сервиса
Введенные против России санкции кардинально изменили транспортные потоки. Одной из самых загруженных стала трасса "Иртыш", которая связывает запад с востоком. Интенсивность движения на дороге в границах Курганской области выросла за последнее время в полтора раза. За сутки здесь проходит от 8 до 13 тысяч автомобилей, из которых 40 процентов - грузовые. Рост трафика дал импульс развитию придорожного сервиса, но готов ли бизнес к такому повороту?
Образцовый комплекс
Это место на 250-м километре трассы Р-254 "Иртыш" знает каждый дальнобойщик. Кто-то сюда заезжает отдохнуть, кто-то - купить запчасти. Альберту из Уфы нравится кафе: уютно, вкусно, вежливо и быстро обслуживают. Он более 30 лет за рулем, многое видел, считает, что это один из лучших объектов придорожного сервиса на федеральных трассах. Здесь есть абсолютно все, что нужно человеку в дальней дороге, даже прачечная.
Как только построят или отремонтируют трассу, на нее сразу подтягиваются крупные игроки - как правило, нефтяные компании
Действительно, размах впечатляет - это не просто объект, а целый комплекс, занимающий 15 гектаров. На территории две стоянки, которые единовременно могут принять 500 большегрузных автомобилей. Причем они предусмотрительно расположены в двух направлениях. Кроме того, есть шиномонтаж, две авторемонтных базы, магазин запчастей. Особая гордость гендиректора комплекса Виталия Нохрина - эвакуационная служба. Каких только эвакуаторов нет: от самого маленького для легковушек до большого, способного вытянуть из болота КамАЗ с прицепом. К услугам водителей весь набор бытовых услуг, медпункт. Через несколько месяцев здесь откроют новую гостиницу на 58 мест, которую строили 10 лет по особому проекту в стиле старорусской рубленой избы. Туристам точно понравится.
Виталий Нохрин зарегистрировал ИП в 1998 году, но перед этим проехал за рулем дальнобойного тягача от Страсбурга до Южного Сахалина. Признался, что только тогда сам понял, что нужно каждому транзитному водителю.
- У меня 20 руководителей подразделений. У каждого - свой хозрасчет, цели и задачи. Мы изучаем спрос, следим за ценами, новинками. Дорожим своими клиентами, - рассказывает предприниматель.
Хороший асфальт притягивает бизнес
Но этот комплекс, который в регионе представляют как образцовый, скорее исключение, чем правило. Обычно на трассе встретится заправочная станция или кафе, часто не самого высокого уровня.
- Качество объектов сервиса хромает практически везде, - говорит начальник ФКУ Упрдор "Южный Урал" Владимир Муравьев. - Мы понимаем: чтобы создать современную площадку, надо вложить десятки, а то и сотни миллионов рублей. Далеко не всегда это может окупиться в среднесрочной перспективе. Тем не менее министерством транспорта поставлена задача и проводится колоссальная работа по развитию дорожного сервиса. Мы движемся к созданию именно многофункциональных зон, где можно и машину привести в порядок, и самому отдохнуть.
По мнению главы управления, хорошая дорога дает простор бизнесу. Практика показывает: как только построят или отремонтируют трассу, на нее сразу подтягиваются крупные игроки - как правило, нефтяные компании. Во многих странах на оживленных магистралях нет засилья маленьких кафешек или других объектов - чаще они объединены вокруг больших заправочных комплексов. Дорожники сейчас работают с местными властями в двух направлениях: приводят в нормативное состояние имеющиеся объекты сервиса и определяют участки под новые, которые были бы интересны бизнесу.
- Мы выдаем техусловия для обеспечения примыкания объектов сервиса к дороге, - поясняет Муравьев, - то есть говорим, где нельзя строить, а где можно и как, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. С нами, естественно, согласовывают концепции объектов. Иначе могут подать заявку на АЗС, а построить, условно говоря, коттеджный поселок.
По данным госавтоинспекции, в Зауралье вдоль федеральных трасс расположено около 160 объектов сервиса. Врио начальника регионального управления ГИБДД УМВД России Юрий Филипчук считает, что этого более чем достаточно. Другое дело, что водители сами не всегда соблюдают режим труда и отдыха.
Где накормят вкусно
Трафик вырос и на региональных трассах. По недавно отремонтированной дороге Шадринск-Ялуторовск, которая соединяет северные регионы УрФО с Челябинском и Екатеринбургом, проходит около 4000 машин в день. Вот и местный бизнес оживился.
Саиджалол Тошов живет в деревне Камышевке и разводит скот. А в этом году решил открыть еще и кафе на трассе и готовить там блюда восточной кухни из выращенного на ферме мяса. Говорит, что на старте трудностей больших не было. В местной администрации охотно пошли навстречу и помогли быстро оформить документы на участок. А вот электричество подключали целых три месяца.
- Я никогда не сталкивался с общепитом и думал, что в мое кафе сразу поедут все водители, ведь я так старался их вкусно накормить, - смеется молодой предприниматель. - А они проезжали все мимо и мимо. Оказалось, многие дальнобойщики возят еду с собой. Но постепенно народ стал узнавать о моем кафе, появились уже постоянные клиенты. Думаю, надо не менее двух лет, чтобы понять, выгоден этот бизнес здесь или нет.
В администрации Шатровского округа "РГ" рассказали, что участки под точки общепита и кемпинг взяли еще два предпринимателя. Конкуренция нарастает.
По данным регионального правительства, за три года в Курганской области открыли 19 объектов придорожного сервиса, в них вложено более 180 миллионов рублей. Скажем, по основным туристическим маршрутам из Кургана в Екатеринбург, Челябинск и Тюмень размещены 37 АЗС, 11 АГЭС, 33 пункта общественного питания, 7 гостиничных комплексов. До 2025 года планируется построить еще 37 объектов почти на 1,2 миллиарда рублей. Инвестиционное агентство вместе с муниципалитетами составили перечень площадок. Бизнес может воспользоваться преференциями: при реализации проектов предпринимателям предоставляется в аренду участок без торгов, льготный кредит до 5 миллионов рублей под 0,1 процента годовых на 36 месяцев, гарантийное поручительство до 50 процентов от суммы основного долга (до 23,5 миллиона рублей). Также можно взять субсидию на развитие внутреннего и въездного туризма - до 15 миллионов рублей (не более половины стоимости проекта).
100 километров до душа
Президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин считает, что в России должен быть единый оператор придорожного сервиса, организация, с которой можно было бы спросить за качество обслуживания. Признался, что объездил практически всю страну и редко где встретил придорожный сервис в хорошем смысле этого слова. Есть какие-то зачатки - кафе, заправки, стоянки, которые организуют частники. Понаставили еще туалетов вдоль дорог, урны на остановках, да и забыли про них. Но ведь кто-то это хозяйство должен обслуживать. А в итоге ветер раздувает мусор, он засоряет лес, а может и в лобовое стекло прилететь.
- Общался на днях с девушкой-дальнобойщицей, - рассказал глава ассоциации. - Спрашиваю: чего не хватает? Нормальных человеческих условий, отвечает. Остановилась в гостинице, хотела в душе с дороги помыться, а туда страшно войти: грязно. И некому пожаловаться. Ни телефонов, ни других контактов. А если бы они висели на видном месте, может, и относились бы более ответственно к людям в таких мотелях. Но знают, что впереди на 100 километров нет больше душа, поэтому водитель никуда не денется, остановится здесь.
Кстати
На запрос "РГ" в МТУ Ространснадзора по УрФО сообщили: в Курганской области придорожный сервис активно развивается. Ведомство постоянно проводит рейды. Жалоб от участников дорожного движения не поступало. Правда, проблемным вопросом остается организация съездов с трасс к объектам.