Войти в почту

На Южном Урале школьное питание привлекло внимание антимонопольной службы

На Южном Урале наблюдается скандальная ситуация с распределением миллиардов рублей из бюджета на обеспечение школьников бесплатными обедами. Местные чиновники, совершившие ошибки, привели к тому, что средства были сконцентрированы в компаниях, близких к ним, которые в свою очередь получают прибыль от заключения государственных контрактов по субподряду. Подробности разбирательств антимонопольных органов в сфере школьного питания опубликованы в материале издания «Бизнес Журнала.Урал».

В последние пару лет челябинское Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) разбиралась во множестве скандалов, но самым громким стал инцидент с организацией питания для учеников школ столицы Южного Урала. Все началось с появления в социальных сетях шокирующих фотографий школьных обедов: червивого компота, слипшихся макарон и странных котлет. Роспотребнадзор даже установил факты отравления учащихся столовыми обедами. Особенно масштабный случай произошел в феврале прошлого года в лицее №142 Челябинска. Несколько десятков школьников заявили о отравлении, и трое из них были госпитализированы. Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин лично взял ситуацию под свой контроль.

Весной 2023 года несколько школ в Челябинске заявили, что городские чиновники принуждают их заключать сделки с АО «Уральский комбинат питания» (УКП), принадлежащим администрации города. Даже при проведении конкурсов, договоры заключаются исключительно с этим комбинатом. Комитет по образованию Челябинска заставляет их участвовать в укрупненных закупках, обслуживаемых УКП, на протяжении трех лет. Несмотря на возражения жителей и представителей некоторых школ, заказ на два миллиарда рублей был передан УКП. Нарекания по качеству работы подрядчика постоянно возрастали, но это не помешало заказу быть переданным «Уральскому комбинату питания».

В течение шести месяцев УФАС по Челябинской области активно расследует возможное сговорное соглашение между Комитетом по образованию города Челябинска и компанией «Уральский комбинат питания», что привело к возбуждению дела о картельной деятельности. Расследование затянулось из-за обширной информации и многочисленных свидетелей, которых пришлось допрашивать. По заключению проверки, городские чиновники фактически вынуждали руководство школ включать в документацию требования, выполнимые только одним подрядчиком.

В процессе обсуждения вопроса о закупках для школ, представители Комитета по делам образования обнаружили, что подготовка конкурсной документации была направлена на конкретного поставщика. Свидетельства руководителей школ также подтвердили этот факт. В результате, городские власти решили провести дорогостоящую «укрупненную» закупку, исключив из участия малые предприятия, способные обслуживать небольшое количество школ. Оказалось, что компании не могли соответствовать требованиям конкурсной документации относительно опыта выполнения аналогичных контрактов, стоимостью не менее 20% от начальной цены закупки.

При подготовке начальной максимальной цены (НМЦ) для госконтракта на обеды выявлены дополнительные негативные детали. Формирование НМЦ было основано на запросе предложений, отправленном нескольким участникам рынка, но все они оказались связаны с компанией «Уральский комбинат питания» или ее руководством. Например, на момент разработки закупочной документации ООО «Комбинат питания» возглавлял Юрий Егоров, который также был заместителем директора УКП. Другой член совета директоров комбината, Игорь Вахитов, ранее был директором и учредителем ООО «Детское общественное питание – ДОП». Исходя из ответов этих компаний, была установлена окончательная цена на горячие обеды.

Изучив ситуацию, эксперты УФАС пришли к выводу о том, что цена контракта, подписанного «Уральским комбинатом питания» с учебными заведениями, значительно превышала рыночную стоимость из-за действий связанных компаний. Компания передала значительную часть работ на субподряд аффилированным структурам без проведения конкурсов, поскольку для обслуживания такого объема школ у нее не было достаточного количества собственного персонала. «Уральский комбинат питания» не смог объяснить причины выбора данных исполнителей для выполнения субподрядных работ и не смог предоставить информацию о методах определения цен на договоры субподряда.

Соглашения позволили компании «УКП» получать прибыль от различия между ценой, по которой были заключены контракты и договоры, выигранные на аукционах, и ценой, по которой были заключены договоры с подрядчиками. В документах антимонопольных органов отмечается, что максимальная наценка на каждое из учебных заведений достигала 54% от общей стоимости.

В скором времени комиссия УФАС по Челябинской области планирует принять решение о наличии сговора в деятельности городского предприятия «Уральский комбинат питания», Комитета по образованию Челябинска и некоторых коммерческих организаций.

ИА «Уральский меридиан» писало, что на этой неделе депутаты городской думы Екатеринбурга и представители мэрии проверили организацию школьного питания в нескольких школах, в том числе в лицее №110 имени Л. К. Гришиной. Власти города нарушений не выявили. Также агентство рассказывало, что в школах Екатеринбурга «Столовая №41» ввела обеды по QR-коду. Мы также писали, что в «золотой» школе №106 на Вторчермете открыли корпус столовой на 300 мест.