Бум e-commerce как драйвер национального ИТ. Часть II
Российские интернет-магазины развивают ИТ-решения как для повышения эффективности и получения преимуществ перед конкурентами, так и преодолевая общие проблемы, характерные для всего интернет-ритейла.
Нельзя потрогать — хотим посмотреть
Одна из ключевых проблем онлайн-шопинга для покупателей — невозможность тактильного взаимодействия с товаром в процессе выбора. На электронной витрине интересующее не пощупать, не понюхать и не примерить, но зато можно оценить "на глаз". Понимая это, интернет-магазины предоставляют расширенный визуальный контент, включающий как фото товара в разных ракурсах, так и его демонстрацию на видео, а зачастую и в формате цифровых 3D-моделей, которые пользователь может крутить для рассмотрения товара со всех сторон.
В результате страницы интернет-магазинов становятся тяжелыми. Причем происходит это как из-за большого количества медиа, так и из-за сложной структуры, включающей элементы с отзывами уже купивших продукт покупателей (которые в свою очередь часто тоже включают фото и видео). Интересно, что наличие отзывов оказывается для российских покупателей более важным при выборе товара в интернет-магазинах, чем даже предлагаемые цены — 65% и 52%, соответственно, по данным ВЦИОМ.
Однако карточки товаров недостаточно создать в нужном количестве и с требуемой скоростью, придется еще поработать над быстрой доставкой этого контента потенциальным покупателям. А это оказывается непросто.
Почему e-commerce ведет борьбу за миллисекунды
Изменение в скорости загрузки страниц интернет-магазина на несколько миллисекунд не важно для бизнеса только на первый взгляд, в реальности даже такое ускорение способно существенно повлиять на конверсию. Соответствующую разницу "в деньгах" российские онлайн-магазины легко замечают. Интернет-ритейлеры стали понимать важность интеллектуального ускорения доступа и особенности его влияния на финансовые показатели, особенно в условиях обостряющейся конкуренции за кошельки россиян.
Высокие скорости интернет-доступа и малое время отклика нужны маркетплейсам как для взаимодействия с покупателями, так и для технических задач, например, для обеспечения работы беспилотного транспорта. Заметим, это не только роботы-доставщики "Яндекса", но и решения, работающие внутри распределительных центров. Например, Wildberries объявила о запуске перевозок автономными грузовыми машинами в распределительном центре компании, расположенном в Электростали Московской области. Безопасность и навигацию обеспечивают как бортовые компьютеры, снабженные оптическими и звуковыми датчиками, спутниковой навигацией и видеокамерами, так и операторами. Один оператор может отслеживать работу до 10 автономных машин одновременно, но для выполнения действий в экстренной ситуации человеку нужен будет быстрый интернет-доступ к электронике машины-робота.
Трафику становится тесно
Сегодня решать "в лоб" проблему доставки тяжелого контента, характерного для интернет-магазинов, по понятным причинам проблематично. Емкость доступных каналов передачи данных ограничена, на нее претендуют другие — как е-магазины-конкуренты, так и интернет-кинотеатры, видеохостинги, сервисы видеоконференций, телеканалы, ведущие интернет-вещание, ресурсы гейминга и т. д.
Заметим, что ситуация будет только усугубляться. Объем российского интернет-трафика будет расти примерно на 25% в год, по оценкам Минцифры. В потребительском сегменте это будет происходить за счет стриминга тяжелого видеоконтента: растет популярность UltraHD, на подходе распространение 8K-контента, возможно возвращение видео в форматах 360° или 3D. Также много "весит" контент для приложений дополненной и виртуальной реальности.
Для обеспечения приемлемой скорости массового доступа пользователей к ресурсам интернет-магазинам приходится использовать современные телеком-решения, в частности, CDN — Content Delivery Network ("сеть доставки контента") или Content Distribution Network ("сеть распределения контента"). Основными потребителями услуг, предоставляемых CDN-провайдерами, в настоящее время являются ресурсы с видеоконтентом, но быстро растет количество заказчиков из сегмента e-commerce.
От лобовых решений — к интеллектуальным
Физически CDN представляет собой совокупность взаимосвязанных серверов, которая способна обеспечить ускоренный процесс загрузки веб-страниц при обращении к ресурсам, работающим под высокой нагрузкой. А она становится характерной не только для ключевых маркетплейсов национального рынка, но и для многих интернет-магазинов, размер которых относительно невелик.
Создать CDN, обеспечивать оптимальную балансировку ее ресурсов и развитие — задача сложная с инженерной точки зрения, а также дорогостоящая по понятным причинам. Основу CDN составляют "точки присутствия" с группами периферийных серверов в различных географических локациях, которые обеспечивают нужное заказчикам ускорение благодаря кэшированию, динамическому ускорению и выполнению периферийных логических вычислений. Крупные CDN-провайдеры используют сети, в которых десятки тысяч серверов размещены на десятках локаций в разных регионах страны и мира.
Монетизация деятельности CDN-провайдеров происходит путем предложения ими различным заказчикам — в том числе, рассматриваемым нами интернет-магазинам — возможностей для ускорения доставки контента. "Компании самостоятельно принимают решения о заключении коммерческих договоров с операторами, законодательных обязательств в этой сфере у них нет", — отмечает Антон Немкин, депутат Госдумы и член думского Комитета по информационной политике.
Как ускорение передачи данных интернет-магазинов будет реализовано технически, зависит от особенностей бизнеса и индивидуальных предпочтений заказчика. Задачи ускорения доставки контента для магазина, охватывающего отдельный город, по понятным причинам будут отличаться от задач ресурса, ведущего продажи по всей стране, а тем более по сопредельным регионам.
Важно понимать, что внедрение CDN для бизнесов e-commerce — не новая "статья расходов", а средство повышения эффективности основного бизнеса. От применения CDN растет конверсия на страницах интернет-магазина и происходит сокращение накладных затрат на обслуживание ИТ-инфраструктуры онлайн-ритейлера. В результате кэширования и других методов оптимизации сети применение CDN сокращает количество данных, которые посетителю должен предоставить сервер источника, благодаря чему владельцы веб-сайтов могут уменьшить расходы на хостинг.
Использование CDN позволяет обеспечить доступность контента даже при отказе части оборудования. Например, если по какой-то причине сервер-источник перестанет функционировать (например, из-за проблем с хостингом), сайт компании благодаря CDN некоторое время всё ещё будет доступен, часть статичного контента сеть сможет подгружать с промежуточных серверов. Конечно, функциональность будет ограничена — например, оформить заказ не получится, да и с динамическим контентом могут возникнуть проблемы — но в ряде случаев "остаточная функциональность" окажется достаточной, чтобы удержать внимание покупателей на время, за которое можно успеть восстановить работоспособность сервера-источника.
Вместо заключения
Заметим, что оптимизация инфраструктуры, нужной предприятиям интернет-коммерции для минимизации задержек при взаимодействии с покупателями, не сводится лишь к CDN.
"Идеальный вариант — когда максимально чувствительный к задержкам контент находится близко к пользователю, а рабочие нагрузки хранятся и обрабатываются централизованно — в гипермасштабируемых дата-центрах", — говорит Андрей Аксенов, генеральный директор IXcellerate.
Для оптимизации задач доставки контента предприятию e-commerce, разумеется, недостаточно компетенций собственных "айтишников" компании. Тут нужна комплексная многофакторная профильная экспертиза, которую могут предоставить совместно CDN-провайдеры, телеком- и ЦОД-операторы. Такой тематический консалтинг, как мы отмечали, нужен многим большим и маленьким интернет-магазинам, причем их количество продолжает расти.
Аналогичная ситуация с системами обеспечения безопасности, которые у интернет-ритейлеров обладают рядом специфических особенностей. Как следствие, проектирование, разворачивание и развитие ИБ для e-commerce требует целого ряда профильных компетенций, которые ритейлеру вырастить внутри зачастую проблематично, поэтому за экспертизой, консалтингом и аудитом приходится обращаться к внешним структурам.
"Сегодня бизнесы прислушиваются к рекомендациям ИБ-компаний по внедрению средств защиты", — отмечает Евгений Крайнов, генеральный директор компании "Телеком биржа".
Однако тематика организации защитных механизмов для интернет-магазинов заслуживает отдельного рассмотрения, так как происходящее в этой нише подсвечивает ряд важных трендов в ИТ и ИБ. Ключевой тренд, конечно, изменение подхода российского бизнеса к киберзащите, который сменился с формального на вдумчивый. Компании вынуждены были кардинально пересмотреть свое отношение к киберзащите, отмечает г-н Крайнов. Однако в этой нише происходит много другого интересного, как технического, так и организационного.