Маркетплейсы стали предупреждать клиентов о таможенной пошлине на некоторые товары

На Ozon и Aliexpress появилась пометка о таможенной пошлине за заказ техники из-за рубежа в размере 15%, которая не входит в цену, обратили внимание СМИ. Business FM посмотрела некоторые позиции. Например, за смартфон Vivо стоимостью 121 тысяча, доплата составляет свыше 16,5 тысячи рублей. Такой же смартфон продается более чем за 1,5 млн плюс пошлина примерно 241 тысяча рублей.

Маркетплейсы стали предупреждать клиентов о таможенной пошлине на некоторые товары
© BFM.RU

В то же время на Aliexpress он же стоит с 30-процентной скидкой 84 тысячи. Таможенная пошлина — более 9 тысяч рублей. При этом вины маркетплейсов в данном случае нет. Цену устанавливает продавец, а с 1 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза интернет-посылок из-за границы снижен с 1000 евро до 200. Пошлина взимается с разницы, которая превышает 200 евро. Она не включается в стоимость товара и оплачивается на этапе прохождения таможни. Размер пошлины указывается примерно, поскольку фактическая сумма может отличаться из-за колебаний валютного курса. Комментирует гендиректор «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров:

— Ozon является одним из двух лидеров наряду с Aliexpress по трансграничной торговле, то есть это не вопрос Ozon, а вопрос в целом трансграничных продаж, просто на разных площадках доля этих товаров разная, изменился порог, поэтому там, где речь идет о селлерах из зарубежных стран, а они под соответствующее налогообложение подпадают, поэтому абсолютно логичная история, что они должны эту пошлину уплатить, и она взимается с покупателя. Ценообразование останется абсолютно конкурентным, и потребители увеличат свои расходы только на величину конкретной пошлины, которую установило правительство РФ.

— Стоит ожидать, что порог будут пересматривать?

— В данном случае в порог были внесены исключения, то есть 200 евро — это порог, который действовал, но затем временно он был повышен, поэтому мы увидели такую ситуацию. Я думаю, что в краткосрочной перспективе мы не увидим пересмотров, потребитель имеет возможность выбора, у нас никто не имеет возможность никаким образом осуществлять монополистическое ценообразование, у нас четыре ключевых крупнейших маркетплейса, есть ряд игроков, и в этом плане ценообразование абсолютно конкурентное, поэтому потребитель заплатит ровно столько, сколько он должен заплатить, конкуренция абсолютно понятная и прозрачная.

Порог в 1000 евро вводился для посылок из-за границы как временный после начала конфликта на Украине, чтобы сдержать цены.

Увеличенным порогом стал пользоваться бизнес, поэтому с 1 апреля его снова снизили до 200 евро. На ценах в офлайн-магазинах новая норма никак не отразится, а онлайн-посредникам придется умерить свои аппетиты в наценках, считает PR-директор Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов:

Антон Гуськов PR-директор Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники «В соответствии с экспертными оценками, средняя стоимость таких покупок составляет приблизительно 45-49 евро, это значительно меньше, чем 200, поэтому большинство людей — 90% с лишним — делают покупки на эту сумму. Причем это касается разовой покупки, а таких разовых покупок может быть сколько угодно в день, в месяц, в год, это никак не ограничивается. Поэтому то, что сейчас было принято решение вернуть на отметку в 200 евро, никаким образом на большинстве людей не отразится. Другое дело, что этой схемой, когда было 1000 евро, стали пользоваться не просто обыкновенные граждане, бизнес стал пользоваться этим беспошлинным порогом и завозить товары, не совсем честно оптимизируя свои затраты по уплате пошлин, налогов, по процессу сертификации. Таким образом, возникла недобросовестная конкуренция, и компании пытались такой схемой просто иметь большую маржу, то есть здесь выравнивается конкуренция между двумя типами игроков рынка, а конечного потребителя в большинстве своем это не затрагивает».

Новые нормы также действуют для всех стран Евразийского экономического союза, в который, кроме России, входят Белоруссия, Киргизия, Казахстан и Армения.

Во время дискуссий о размере таможенного тарифа для интернет-торговли в ЕАЭС крупные маркетплейсы указывали на ожидаемый негативный эффект от снижения порога. В частности, Ozon в письме помощнику президента Максиму Орешкину приводил оценки, согласно которым при возврате к порогу в 200 евро объем трансграничной торговли в России сократится на 18-20%, а цены на товары стоимостью выше 200 евро вырастут на 10-15% с одновременным сокращением ассортимента и усложнением процессов покупки товаров.