Игорь Ашманов, СПЧ: "ФСБ взяла только исполнителей нижнего звена. Посмотрим, на какие верха приведет эта ниточка"

Сотрудники ФСБ и МВД в понедельник задержали пятерых "работников" незаконного виртуального узла связи, который использовался украинскими колл-центрами для телефонного мошенничества и вымогательства у россиян денежных средств. В дальнейшем эти деньги шли на нужды ВСУ и украинских террористов.

Игорь Ашманов, СПЧ: "ФСБ взяла только исполнителей нижнего звена. Посмотрим, на какие верха приведет эта ниточка"
© Свободная пресса

- По предварительным данным, при помощи этого узла связи у граждан России было похищено более 7 млрд рублей, - сообщили в ФСБ.

Официальный представитель МВД РФ Ирина Волк добавила к этой информации, что злоумышленники обеспечивали работу специального оборудования, которое позволяло подменять номера звонивших из-за рубежа аферистов на российские.

- Мошенники представлялись сотрудниками финансовых учреждений и правоохранительных органов, после чего убеждали россиян перевести сбережения и кредитные средства на так называемые безопасные счета, - пояснила Ирина Волк.

Все пятеро задержанных пособников украинской преступной схемы - граждане России. Входе обысков у них изъято оборудование и значительные денежные средства.

О том, удалось ли при помощи этих задержаний ликвидировать всю преступную схему, "Свободной Прессе" рассказал президент аналитической компании «Крибрум», член Совета при президенте России по правам человека Игорь Ашманов.

"СП": Игорь Станиславович, как и для чего работает виртуальный узел связи в этой преступной схеме?

- Украинские колл-центы звонят в нашу страну через IP-телефонию, и кто-то в России должен их "приземлить" через нашу телефонную сеть. Поскольку украинскими мошенниками и вербовщиками совершается ежедневно от 5 до 10 миллионов звонков в Россию, то это - огромный бизнес.

Украина за это платит. Соответственно, кто-то эти деньги в России берет и эту услугу предоставляет. Раньше у меня была гипотеза, что это делает какой-то региональный партнер одного из ведущих операторов мобильной связи. Таких партнеров у большой тройки-четверки российских операторов - около двух тысяч. Кроме того, нужен коррумпированный менеджер в региональном офисе этого мобильного оператора, чтобы скрыть преступный трафик.

"СП": Но такого менеджера в региональном офисе не оказалось?

- Сейчас эта гипотеза отпадает, потому что уровень преступных доходов от этой схемы выше, чем региональный. Я разговаривал со специалистами по мобильному трафику, и они сказали, что голосовой трафик сейчас очень значительно падает из-за того, что его заменяет Telegram, WhatsApp и другие новые платформы.

В результате падения, эти 5-10 миллионов звонков в день теперь составляют такой значительный процент голосового трафика, что не заметить его уже не могут ни топ-менеджеры наших мобильных операторов, ни акционеры. Это - большие деньги, которые акционеры не могут не заметить.

То есть, бандеровцы платят нашим мобильным операторам где-то на самом высоком уровне. И то, что ФСБ сейчас удалось найти и обезвредить одно из таких звеньев - очень хорошо. Наконец-то их начали ловить, потому что это - пособники врага у нас в тылу.

"СП": Но поймали всего нескольких исполнителей.

- Да. Несколько исполнителей низшего звена. Интересно, куда выведет эта ниточка, до какого уровня ФСБ ее размотает. Напомню, речь идет об очень больших деньгах, которые контролируют какие-то очень важные люди.

Скорее всего, эти люди - на хорошем счету, имеют безупречную репутацию, жертвуют в помощь бойцам СВО, и на нужды СВО. Но при этом берут деньги от бандеровцев тоже.

Их нужно ловить и сажать, но я не исключаю, что какие-то коммерческие и политические причины помешают этому.

Все понимают, что явление на уровне 10 миллионов звонков в день не может происходить из частной квартиры.

Начальник Управления организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России генерал-майор полиции Филипп Немов рассказал о психотехнологиях, которые используют украинские телефонные преступники:

- Часто злоумышленники используют методы НЛП (нейролингвистического программирования). Вам звонит «офицер спецслужбы» и сообщает, что ваш номер счета скомпромитирован переводом средств на счета террористов. Эта информация уже выводит из равновесия. А дальше — следуют команды, которые человек должен выполнить, чтобы «органы» разобрались в ситуации. И человек начинает покорно их исполнять. Переводит свои деньги на счет преступников.

Поэтому помните: сотрудники спецслужб не звонят по телефону. Они находят другие возможности для общения. Не выполняйте никаких команд по телефону, - советует генерал Немов.

Кроме того, мошенники при помощи искусственного интеллекта могут имитировать голос вашего родственника или знакомого, и попросить перевести при помощи мобильного банка деньги на незнакомый номер. Не делайте этого.

Конечно, нельзя полностью исключать редкую ситуацию, что близкий человек попал в трудную историю, когда остался без своего телефона, и деньги ему нужны на чужом счету. Тогда поговорите с ним, вспомните о своей недавней встрече или чём-то еще, что может знать только он. Так можно отличить реального человека от мошенника, который использует его голос.