Войти в почту

Российская авиаотрасль впервые за несколько лет вышла в прибыль

В 2023 году отрасль самолетных пассажирских перевозок показала совокупную чистую прибыль в 85 млрд рублей. Таким образом, авиакомпании начали отыгрывать убытки 2022 года, достигшие тогда показателя в 100 млрд рублей. Подсчеты провела газета «Коммерсантъ», опираясь на бухгалтерские отчетности авиакомпаний.

Российская авиаотрасль впервые за несколько лет вышла в прибыль
© BFM.RU

Прибыли удалось достичь во многом за счет эффекта от переоформления западных самолетов в российскую собственность. При этом рост затрат на обслуживание самолетов составляет 70-80% и будет расти и дальше. О том, рано ли радоваться, рассуждает руководитель аналитического центра ГосНИИ Госинститута гражданской авиации Федор Борисов:

Федор Борисов руководитель аналитического центра ГосНИИ Госинститута гражданской авиации «Ситуация для отрасли складывается достаточно благоприятно, в первую очередь на фоне перестройки рынка, его восстановления. То есть наблюдался восстановительный рост, которому предшествовало падение перевозок, вызванное сперва пандемией, потом высокой неопределенностью на фоне СВО и последующими за этим санкциями и ограничениями, но рынок адаптировался. Очень активно развивался внутренний спрос за счет развития внутреннего туризма, существенно выросла загрузка самолетов, она рекордная на сегодня. Такой высокой загрузки самолетов, по крайней мере в современные годы, не было никогда, механизм субсидирования также работал. Во-первых, он работал первые месяцы прошлого года — это то, что связано с дополнительными субсидиями для стабилизации рынка. Ну и есть набор субсидий, которые действуют уже много лет постоянно, — это субсидии на развитие межрегионального сообщения, субсидии на полеты на Дальний Восток, которые тоже оказывают на рынок достаточно серьезное влияние. Действительно, затраты на обслуживание растут. При сохранении того объема, который есть сейчас, без появления новых машин на рынке существует риск роста цен, он будет обусловлен увеличением спроса. А сейчас мы столкнулись с тем, что восстановительный рост, рост спроса на перевозки достаточно высокий, то есть люди возвращаются к самолетам, люди хотят летать внутри страны, и внутренний рынок растет очень быстро. Соответственно, за ростом спроса в условиях ограничения предложения мы видим риск роста цены. Но не думаю, что это будут какие-то критические, взрывные ситуации».

Большую часть чистой прибыли в 2023 году показали 12 перевозчиков. Это в том числе «Победа», S7, «Уральские авиалинии», Red Wings, Utair, «Аврора» и другие компании. Крупнейший убыток получили «Аэрофлот» и авиакомпания «Россия» — 29,5 млрд рублей и 31 млрд рублей соответственно.

Главным критическим фактором для российской авиаотрасли остается рост стоимости обслуживания самолетов, однако он не так сильно скажется на цене на билеты, как кажется. Более того, эффект от перевода самолетов в российскую юрисдикцию не разовый, а долгосрочный, считает авиаэксперт Илья Шатилин:

Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Переоформление не имеет разового эффекта, наоборот, оно имеет долгосрочный эффект, потому что самолеты могут теперь выполнять рейсы за границу, эти рейсы более прибыльные, более маржинальные для авиакомпаний. И поэтому эффект позволил увеличить предложение на рынке международных перевозок и увеличить выручку, он будет работать и дальше. Поэтому он неоднократный. Безусловно, есть рост затрат на техобслуживание, но этот рост не в 2023 году по сравнению с 2022-м, например, а скорее по отношению к 2021 году, например. Это не на 70-80%, а до 70-80% роста стоимости некоторых запчастей. В среднем по больнице рост затрат, мне кажется, несколько меньше. Как скажется стоимость обслуживания самолетов на себестоимости билета? Порядка 10-15%».

Как считают аналитики, новые показатели этого года для авиаотрасли должны быть как минимум не хуже прошлогодних.

Пассажиропоток продолжит расти, а цены на билеты будут увеличиваться в пределах инфляции.