Спор российских бизнесменов привел банк Монако в американский суд

Спор двух российских бизнесменов — бывшего депутата Госдумы Ашота Егиазаряна и его делового партнера Виталия Смагина — привел банк CMB Monaco, принадлежащий итальянской компании Mediobanca, в американский суд. Как пишет Financial Times, дело против банка из Монако, который, по мнению одного из истцов, укрывал деньги должника, будет слушаться в США в течение семи дней в июне 2024 год.

Спор российских бизнесменов привел банк Монако в американский суд
© Frank Media

Спор между Егиазаряном и Смагиным тянется десять лет. Как пишет FT, в 2003 году бизнесмены вложили деньги в сделку с московской недвижимостью, которая в итоге оказалась провальной. Стремясь вернуть свои инвестиции, Смагин успешно судился с Егиазаряном в лондонских судах, взыскавших с Егиазаряна в пользу Смагина $84 млн в 2014 году. Егиазарян, который к тому моменту покинул Россию и переехал в Беверли-Хиллз, отказался платить. Тогда Смагин подал на Егиазаряна в калифорнийский суд и добился замораживания калифорнийских активов Егиазаряна.

В ответ Егиазарян перевел свои деньги через ряд подставных компаний на свой счет в Монако в CMB, указывает FT. Когда CMB Monaco не перевел деньги Смагину, тот подал иск против Егиазаряна и монакского банка в соответствии с Законом CША “О коррумпированных и находящихся под влиянием рэкетиров организациях»” (или законом RICO ) утверждая, что финорганизация помогла его бывшему деловому партнеру уклониться от исполнения решения калифорнийского суда.

Закон RICO был подписан в 1970 году во время президентства Ричарда Никсона и использовался Руди Джулиани, когда он был прокурором Южного округа Нью-Йорка, для преследования глав пяти мафиозных семей Нью-Йорка в 1980-х годах. Кроме того, он использовался в уголовных делах против байкерской группировки «Ангелы ада», короля мусорных облигаций Майкла Милкена, FIFA и совсем недавно Дональда Трампа. Закон RICO позволяет подавать иски против отдельных лиц и компаний за предполагаемое участие в предприятии, занимающемся рэкетом, который включает мошенничество, вымогательство, отмывание денег и препятствование правосудию.

Юристы, ведущие дело, считают, что CMB Monaco — первый европейский банк, против которого был подан иск в соответствии с законом RICO. Участие CMB Monaco “имело решающее значение” для плана Егиазаряна, заключавшегося в том, что “задерживать, затруднять и предотвращать” взыскание Смагиным его законного долга, утверждают адвокаты Смагина в судебных документах США, с которыми ознакомились Financial Times.

В прошлом году CMB Monaco подал ходатайство об отклонении иска, утверждая, что закон RICO к нему не применим, поскольку Смагин все еще живет в России, а закон касается только американских правопритязаний. Юристы банка утверждали, что разрешение нерезидентам США подавать иски по закону RICO приведет к «надуманным претензиям со стороны истцов, не имеющих реальной связи с США».

Однако судья Гэри Клаузнер из суда Центрального округа Калифорнии в конце марта 2024 года отклонил апелляцию, подтвердив решение Верховного суда США о том, что иски в рамках закона RICO могут подавать в том числе нерезиденты США. По мнению судьи, утвреждения Смагина о том, что “CMB Monaco организовал многолетнее замораживание активов, чтобы помешать Смагину вернуть компенсацию”, достаточны для того, чтобы позволить применить закон RICO против монакской финорганизации.

Эксперты в области права считают, что это дело может открыть иностранным банкам путь в американские суды по законам RICO, где штрафы могут быть гораздо выше.

CMB Monaco и адвокаты Смагина отказались от комментариев. Адвокаты Егиазаряна не ответили на просьбу о комментарии к моменту публикации материала FT.