Платежи российских компаний через банки КНР еще больше осложнились весной

В конце марта – начале апреля российские компании столкнулись с очередным витком осложнений в проведении расчетов с партнерами через китайские банки, пишут «Коммерсантъ» и «Известия» .

Платежи российских компаний через банки КНР еще больше осложнились весной
© Frank Media

В частности, российские производители электроники начали в конце первого квартала получать от партнеров в КНР письма о том, что через китайские банки перестала проходить оплата за поставки компонентов и наборов для сборки электроники («кит-наборы»), в том числе серверов, систем хранения данных (СХД), ноутбуков и т.п., рассказал собеседник «Коммерсанта» среди участников рынка. По его словам оплата блокируется «даже у тех организаций, которые заключили долгосрочные контракты на производство и поставку компонентов для сборки электроники с российскими клиентами».

IT-холдинг Fplus, а также основатель компании «Суверенная мобильная инициатива Холдинг» Александр Калинин подтвердили эту информацию. С декабря азиатские финорганизации «не пропускали оплату товаров со стороны российских юрлиц на поставки готовой продукции» (компьютеры, СХД, серверы и др.), а с начала апреля возникла та же проблема с компонентами и «кит-наборами», рассказал последний.

Крупнейшие китайские банки недавно усилили контроль за платежами из России, отмечают «Известия». Например, в личном кабинете юрлица Bank of China (BoC) для проведения операции в банк-клиенте появился опросник о связях операции с ЛНР, ДНР, Крымом, Ираном, Северной Кореей, Кубой или Сирией; имеет ли отправитель или получатель платежа отношение к российским вооруженным силам, военно-промышленному комплексу или военно-промышленной базе, рассказал газете источник в предпринимательских кругах.

Так выглядит полный запрос о деталях трансакции, подтвердил гендиректор компании «Первая группа» Алексей Порошин. Клиент отвечает, что операция не связана с указанными регионами и вооруженными силами, и тем самым снимает с BoC ответственность. То есть, так китайский банк «страхуется» перед американскими проверками, утверждает он, отмечая, что некоторые китайские финорганизации начали запрашивать такую информацию с начала 2024 года.

Коммерческий директор компании «Импая Рус» Алексей Разумовский говорит, что помимо BoC такой вопрос включил, например, Great Wall West China Bank. Есть вероятность, что запрашивать подобную информацию для одобрения операции начнут и другие финорганизации КНР, предупредил в разговоре с «Известиями» основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский.

Впрочем, как отмечает председатель Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич, все равно проблемы финансовой логистикой через китайские банки наблюдаются в оплате практически всех товаров и услуг. По его словам, блокировки оплаты коснулись не только финорганизаций КНР, но «почти всех азиатских банков».

«Всеобщая проблема с платежами в Китай стала нарастать примерно с февраля и, можно сказать, достигла апогея в апреле», — рассказала «Коммерсанту» президент таможенно-логистического брокера KBT Юлия Шленская. По ее оценке, более чем у половины импортеров не доходят платежи до китайских получателей вне зависимости от того, под санкциями ли товар, банк-отправитель и какой китайский банк используется китайским поставщиком.

В декабре прошлого года Минфин США сообщил , что будет применять вторичные санкции против финорганизаций, которые помогают России обходить санкции или финансировать закупки для военных целей. После этого значительно осложнилось проведение платежей через крупнейшие китайские банки, в том числе Industrial and Commercial Bank of China (ICBC), China Construction Bank (CCB) и BoC, писали «Известия». «Ведомости», в свою очередь, сообщали , что американские власти точечно работают с теми иностранными банками, которые сотрудничают с российскими контрагентами, персонально предупреждая менеджмент финорганизаций о возможных рисках такого взаимодействия.

Во время своего визита в апреле в КНР министр финансов США Джанет Йеллен предупредила китайские банки и компании, что за помощь России в проведении СВО они могут «столкнуться с серьезными последствиями». «Любые банки, которые способствуют проведению значительных транзакций, направленных [на обеспечение] российского оборонно-промышленного комплекса военными товарами или товарами двойного назначения, подвергают себя риску американских санкций», — подчеркнула она.